вторник, 2 декабря 2014 г.

Зарубежный опыт создания лесных детских садиков. По материалам блога "Город-друг"


Лесной садик - это место, где дети учатся и познают мир в природном окружении.
 
Лесной садик впервые появился в 1950х годах в Германии. Waldkindergarten в переводе и означает лесной детский сад.
Примерно в то же время система обучения дошкольников в природном окружении начала свою работу в странах Скандинавии.
Сейчас подобные сады открываются по всему миру: в Германии, Англии, Шотландии, Америке, Малайзии, Дании, Швеции, Японии.
 
 
Лесной садик - это часть более широкой системы обучения под названием outdoor learning, которая включает в себя лесные школы, лагеря дикой природы и летние кампусы. Чаще всего это программа, рассчитанная на срок не менее 6 недель, в течение которой дети не только получают опыт общения с природой, но и улучшают свои социальные и когнитивные навыки.

 
 
Лесной садик принимает детей в возрасте от 3 до 6 лет. В любой день и в любую погоду дети вместе с воспитателями отправляются на лесную прогулку, чтобы поближе познакомиться с миром природы. Такие прогулки длятся около 3 часов.
 
 
Хирое Кидо, исследователь лесных детских садов в интервью журналу Штерн сообщает, что с каждым годом количество лесных садиков и школ в Японии растет: “Некоторые родители волнуются, что Япония становится местом, где слишком много стресса и высоких технологий и совсем нет времени для общения с природой, так что им по-настоящему нравятся лесные детские сады.”
 
В 2005 году Ричард Лоув, автор книги “Последний ребенок в лесу”, ввел термин “дефицит общения с природой”. С этим состоянием сталкиваются взрослые и маленькие жители больших городов.
 
Ученые считают, что любовь ко всему живому у человека существует на инстинктивном уровне. Однако исследовнаия показывают, что дети, которые проводят время на природе, чаще вырастают во взрослых, которые способны понимать смысл и значение заботы об окружающей среде.
 
Кроме того, дети, которые ходят в лесные садики и школы, обычно меньше подвержены стрессу, лучше справляются с эмоциональными потрясениями и, в целом, менее тревожны.
 
 
Что происходит в лесном садике?
 
 
Утром родители приводят детей в садик и, когда все в сборе, дети вместе с воспитателями отправляются на лесную прогулку.
 
 
На 15 детей приходится 2-3 воспитателя.
Прогулка длится 3-5 часов. Обед может проходить на воздухе или в помещении.
 
 
После обеда детей забирают родители или же они получают время для игры в помещении садика. Затем дети снова отправляются на прогулку и ждут возвращения родителей.
 
 
Свободная игра детей происходит в границах четких и понятных правил общения:
 
В лесном садике неприемлемы драки, обзывательства и любое поведение, которое унижает другого человека. Это всегда повод для внимания и помощи со стороны воспитателя.
 
В лесных садиках приветствуется кооперация и взаимопомощь и не поощряется конкуренция.
 
 
До, после и во время прогулок дети активно взаимодействуют с друг другом и воспитателями, их учат задавать вопросы и искать решения.
 
 
Воспитатели поощряют самостоятельность детей в развитии бытовых навыков - самостоятельного одевания, умения накрыть на стол и готовить простую еду.
Обычно в лесных садиках меньше шума, чем в закрытых помещениях. А шум - это один из факторов, которые сильно влияют на уровень стресса детей и педагогов в детских учреждениях.
 
 
 
Долгие игры на природе оказывают положительное влияние на развитие ребенка: улучшается умение балансировать и управлять своим телом, мелкая моторика, физическая координация, тактильная чувствительность, а также умение воспринимать глубину.
 
 
Дети, которые ходят в лесной садик, реже получают травмы из-за несчастных случаев и реже равмируются при падении. Улучшаются способности оценивать риски, особенно когда дети получают возможность играть с огнем и опасными инструментами.
 
Игры на природе укрепляют имунную систему, улучшают способность к концентрации, дети могут дольше удерживать внимание.
 
 
Исследователь Роланд Горджес обнаружил, что дети, которые ходят в лесной садик, по сравнению с детьми, которые туда не ходят, имели преимущества в следующих областях (по оценке учителей): чтение, математика, музыка, спорт, творчество, умение обращаться с принадлежностями для письма и рисования, интерес и мотивация к обучению, умение задавать вопросы, знания и навыки о специальных областях знания, воображение, умение концентрироваться и вестисебя в соответствии с социальными нормами.
 
Лесной садик - это место, где ребенок получает возможности для полноценного развития и приобретает навыки, которые понадобятся ему во время школьного обучения.
 
 
Лесной садик становится местом, где дети усавивают социальные правила и учатся уважительному и бережному общению друг с другом.
Игры на природе и взаимодействие с естественными материалами развивают когнитивные навыки и учат детей знаниям о мире.
 
 
Уте Шульте-Остерманн, президент Немецкой Федерации Природных и Лесных Детских Садов, говорит: “Дети, которые ходят в лесной садик, имеют гораздо более глубокое представление об окружающем мире. Исследования показывают, что они больше уверены в себе и лучше умеют общаться к моменту поступления в школу”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий