пятница, 30 мая 2014 г.

Есть мнение! Детские игры в преступников: эксперты против! http://www.i-igrushki.ru/arxiv-nomerov/god-2013/2-2013.html

Зачем играть в преступников?

Денни Брайан из организации «Общество против преступлений с помощью оружия» заявил: «Нельзя предлагать детям такие игрушки. Это вредно. Мне страшно подумать, чему они учат детей. Это очень дурной урок».
Однако управляющий отделом продаж фирмы-производителя таких игрушек Джейми Дикинсон ответил: «Мы 35 лет производим наборы для игры в полицейских. Чему мы научились у наших покупателей, так это тому, что детей с помощью игр можно научить отличать дурное от доброго и «злодеев» от «героев». Наши «полицейские» и «воры» в соответствующей одежде, полицейские машины и тюрьмы позволяют выстраивать игры такого рода. Мы тоже хотим, чтобы нашим детям ничего не угрожало, и надеемся, что и сами вносим свой скромный вклад в строительство безопасного, но реального мира».
На современном рынке игрушек при всём его избыточном многообразии сложно найти хорошую куклу, тем более куклу-мальчика. Между тем, в продаже периодически появляются куклы-преступники и куклы-полицейские. На первый взгляд, всё нормально: ребёнок будет ловить преступников и развиваться как справедливая личность.
Но давайте внимательнее рассмотрим природу детской игры и её значение в развитии ребёнка. Сюжетная игра, для которой предназначен этот набор, — деятельность символическая. Ребёнок с помощью условных обозначений выстраивает воображаемую ситуацию в соответствии со своим замыслом. Этот замысел основывается на опыте ребёнка и отражает волнующие его темы. Знакомя его с новыми реалиями жизни, мы обогащаем его представления о мире и предлагаем новые темы для игры. При этом самостоятельность замысла ребёнка является развивающей задачей игры. От взрослого требуется поддержать и помочь воплотить замысел ребёнка, а не навязать свой.
Поэтому полезнее для ребёнка будет не комплект игрушек, где всё придумал производитель, а человечки и различные неоформленные материалы (тряпочки, кубики, шарики и пр.), которые по желанию могут стать и кухонной утварью, и элементом городского ландшафта.
Вариативность игры несёт в себе высокий развивающий потенциал. Конкретная игрушка может наталкивать на новый сюжет, а может и затормозить развитие игры. Например, фигурка доктора, с одной стороны, побуждает ребёнка играть в больницу, а с другой — не позволяет развернуть другие сюжеты. Таким образом, если мы купили ребёнку набор «Больница», где есть доктор, больные, медицинская аппаратура и прочее, то для новых сюжетов ребёнку потребуются другие игрушки.
То же самое получается и с набором «Укрытие преступника». Покупая готовый комплект, мы настраиваем ребёнка на
однообразную игру со схожими сюжетами. Свойство игрушки, когда она тормозит развитие игровой деятельности, можно назвать закрытостью.
В игре ребёнок пытается воспроизвести и понять мир взрослых, их отношения. Предлагая ребёнку фигурки преступников и полицейских, мы жёстко фиксируем их роль. Что можно сделать с преступниками? Поймать и посадить в тюрьму. При этом они навсегда остаются преступниками. Это очень спорный этический момент.
Мы же не считаем ребёнка плохим, если он кого-то ударил, мы осуждаем его поступок. Но давая ему фигурку с карикатурной злой гримасой, мы создаём образ, который не может быть изменён в процессе игры. Таким способом мы формируем картину мира без надежды на изменение человека к лучшему. Это лишь частично соответствует действительности, поэтому не может являться этическим ориентиром.
Нужно ли вообще ребёнку играть в преступников и полицейских? Знакомясь с миром, малыш сталкивается с его различными проявлениями. Мы не знаем заранее, что будет волновать ребёнка. Со стороны взрослого не должно быть запретов относительно тем в игре, если они важны для ребёнка.
Например, после автомобильной аварии, ребёнок может испытывать потребность в многократном проигрывании катастрофы. Тогда задачей взрослого будет укрепление и поддержание утраченного чувства безопасности ребёнка. Это значит, что взрослый должен вводить в игру скорую помощь, службу безопасности, сотрудников ГИБДД, ремонтную службу, стремящихся предотвратить аварии и ликвидировать неприятные последствия катастрофы. Но взрослый не должен вносить в игру правонарушения, преступления, опасность.
Иными словами, если ребёнок испытывает потребность в игре-противостоянии, то её можно воплотить с помощью обычных фигурок-человечков. Пусть ребёнок сам решает, что с ними произойдёт: станут ли они преступниками и сядут в тюрьму или одумаются и исправятся.
Если говорить об этическом воспитании ребёнка, то важен опыт его собственных поступков и реакция на них взрослого. Совсем не факт, что ребёнок, играющий в полицейского, вырастет добропорядочным гражданином и хорошим человеком. То есть игра — это способ общего психического развития ребёнка и лишь в частных случаях её можно использовать в воспитательных и терапевтических целях.
В игре ребёнок учится воплощать свой замысел, подчинять своё поведение роли и правилу, одновременно удерживать реальный и воображаемый планы, взаимодействовать с другими людьми и многому другому. И именно с этой точки зрения необходимо рассматривать игрушку в первую очередь.
Воспитание же — всеобъемлющий процесс, происходящий в общении взрослого и ребёнка. Если мы стремимся вырастить ребёнка законопослушным и гуманным человеком, мы не должны быть с ним жестоки или безразличны, но мы должны поддерживать в нём чувства сострадания и жалости к другому, должны быть последовательны в своих поощрениях и наказаниях. Если мы не соблюдаем этих правил с ребёнком и тем более сами грубим, обманываем, проявляем равнодушие к другим, то бесполезно ожидать, что игра разовьёт ребёнка с этической стороны.
Наталья Матушкина,
специалист Центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета 

Комментариев нет:

Отправить комментарий