Зачем играть в преступников?
Денни Брайан из организации «Общество против преступлений с помощью оружия» заявил: «Нельзя предлагать детям такие игрушки. Это вредно. Мне страшно подумать, чему они учат детей. Это очень дурной урок».
Однако управляющий отделом продаж фирмы-производителя таких игрушек Джейми Дикинсон ответил: «Мы 35 лет производим наборы для игры в полицейских. Чему мы научились у наших покупателей, так это тому, что детей с помощью игр можно научить отличать дурное от доброго и «злодеев» от «героев». Наши «полицейские» и «воры» в соответствующей одежде, полицейские машины и тюрьмы позволяют выстраивать игры такого рода. Мы тоже хотим, чтобы нашим детям ничего не угрожало, и надеемся, что и сами вносим свой скромный вклад в строительство безопасного, но реального мира».
На современном рынке игрушек при всём его избыточном многообразии сложно найти хорошую куклу, тем более куклу-мальчика. Между тем, в продаже периодически появляются куклы-преступники и куклы-полицейские. На первый взгляд, всё нормально: ребёнок будет ловить преступников и развиваться как справедливая личность.
Но давайте внимательнее рассмотрим природу детской игры и её значение в развитии ребёнка. Сюжетная игра, для которой предназначен этот набор, — деятельность символическая. Ребёнок с помощью условных обозначений выстраивает воображаемую ситуацию в соответствии со своим замыслом. Этот замысел основывается на опыте ребёнка и отражает волнующие его темы. Знакомя его с новыми реалиями жизни, мы обогащаем его представления о мире и предлагаем новые темы для игры. При этом самостоятельность замысла ребёнка является развивающей задачей игры. От взрослого требуется поддержать и помочь воплотить замысел ребёнка, а не навязать свой.
Поэтому полезнее для ребёнка будет не комплект игрушек, где всё придумал производитель, а человечки и различные неоформленные материалы (тряпочки, кубики, шарики и пр.), которые по желанию могут стать и кухонной утварью, и элементом городского ландшафта.
Вариативность игры несёт в себе высокий развивающий потенциал. Конкретная игрушка может наталкивать на новый сюжет, а может и затормозить развитие игры. Например, фигурка доктора, с одной стороны, побуждает ребёнка играть в больницу, а с другой — не позволяет развернуть другие сюжеты. Таким образом, если мы купили ребёнку набор «Больница», где есть доктор, больные, медицинская аппаратура и прочее, то для новых сюжетов ребёнку потребуются другие игрушки.
То же самое получается и с набором «Укрытие преступника». Покупая готовый комплект, мы настраиваем ребёнка на
однообразную игру со схожими сюжетами. Свойство игрушки, когда она тормозит развитие игровой деятельности, можно назвать закрытостью.
однообразную игру со схожими сюжетами. Свойство игрушки, когда она тормозит развитие игровой деятельности, можно назвать закрытостью.
В игре ребёнок пытается воспроизвести и понять мир взрослых, их отношения. Предлагая ребёнку фигурки преступников и полицейских, мы жёстко фиксируем их роль. Что можно сделать с преступниками? Поймать и посадить в тюрьму. При этом они навсегда остаются преступниками. Это очень спорный этический момент.
Мы же не считаем ребёнка плохим, если он кого-то ударил, мы осуждаем его поступок. Но давая ему фигурку с карикатурной злой гримасой, мы создаём образ, который не может быть изменён в процессе игры. Таким способом мы формируем картину мира без надежды на изменение человека к лучшему. Это лишь частично соответствует действительности, поэтому не может являться этическим ориентиром.
Нужно ли вообще ребёнку играть в преступников и полицейских? Знакомясь с миром, малыш сталкивается с его различными проявлениями. Мы не знаем заранее, что будет волновать ребёнка. Со стороны взрослого не должно быть запретов относительно тем в игре, если они важны для ребёнка.
Например, после автомобильной аварии, ребёнок может испытывать потребность в многократном проигрывании катастрофы. Тогда задачей взрослого будет укрепление и поддержание утраченного чувства безопасности ребёнка. Это значит, что взрослый должен вводить в игру скорую помощь, службу безопасности, сотрудников ГИБДД, ремонтную службу, стремящихся предотвратить аварии и ликвидировать неприятные последствия катастрофы. Но взрослый не должен вносить в игру правонарушения, преступления, опасность.
Иными словами, если ребёнок испытывает потребность в игре-противостоянии, то её можно воплотить с помощью обычных фигурок-человечков. Пусть ребёнок сам решает, что с ними произойдёт: станут ли они преступниками и сядут в тюрьму или одумаются и исправятся.
Если говорить об этическом воспитании ребёнка, то важен опыт его собственных поступков и реакция на них взрослого. Совсем не факт, что ребёнок, играющий в полицейского, вырастет добропорядочным гражданином и хорошим человеком. То есть игра — это способ общего психического развития ребёнка и лишь в частных случаях её можно использовать в воспитательных и терапевтических целях.
В игре ребёнок учится воплощать свой замысел, подчинять своё поведение роли и правилу, одновременно удерживать реальный и воображаемый планы, взаимодействовать с другими людьми и многому другому. И именно с этой точки зрения необходимо рассматривать игрушку в первую очередь.
Воспитание же — всеобъемлющий процесс, происходящий в общении взрослого и ребёнка. Если мы стремимся вырастить ребёнка законопослушным и гуманным человеком, мы не должны быть с ним жестоки или безразличны, но мы должны поддерживать в нём чувства сострадания и жалости к другому, должны быть последовательны в своих поощрениях и наказаниях. Если мы не соблюдаем этих правил с ребёнком и тем более сами грубим, обманываем, проявляем равнодушие к другим, то бесполезно ожидать, что игра разовьёт ребёнка с этической стороны.
Наталья Матушкина,
специалист Центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета
Комментариев нет:
Отправить комментарий