суббота, 21 мая 2016 г.

Забота об игровом пространстве для детей в западных странах.


Поддержка игры в современной западной культуре (на примере деятельности Международной ассоциации игры, IPA)


 Смирнова Е.О.,
Соколова М.В.

(Отрывок из публикации)

Создание благоприятных пространственных и предметных условий

для игры

Одно из главных условий для полноценной игры – организация игрового пространства. Очевидно, что городская среда (интенсивный трафик, плотность застройки, мусор во дворах и парках и пр.), препятствует свободной игре детей, в особенности школьников и подростков. В этой связи возникает задача по созданию специальных игровых сред в пространстве города, что является важнейшим условием реализации права на игру. Именно эта задача решается через создание особых пространств для игры, получивших название «Adventure playground» – APG – «Площадки приключений». На таких площадках создаются возможности для наиболее полноценной реализации права ребенка на игру.
История развития детских городских площадок, насчитывает уже около 100 лет. Идея Adventure Playground была предложена датским ландшафтным архитектором Карлом Соренсеном еще в 1931 г. после того как он понял, что дети хотят играть везде, в том числе не только на тех площадках, которые он спроектировал. В результате наблюдения за тем, как дети счастливы и хорошо играют в богатой, насыщенной среде, приближенной к природному ландшафту, у него родилась идея площадки, сделанной самими детьми из подручных и переработанных материалов, которые позволят детям творить и оформлять, мечтать и преобразовывать реальность.

Первая Adventure Playground была открыта в Дании в 1943. За ней последовало открытие подобных площадок в Лондоне. Сегодня более 1000 Adventure playgrounds находятся в Европе, преимущественно в Дании, Швеции, Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах. Международная ассоциация игры реализует проект возрождения игры в условиях большого города («Город для детей») через создание сети игровых центров («Adventure playground» – APG), проектируемых силами детей, их родителей и специалистов. Каждая площадка создается на основе уникального проекта, разработанного детьми, подростками и их родителями с участием приглашенных дизайнеров или специалистов в области игры. Проект создается с учетом местных условий, а именно имеющейся площади, количества и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, профессиональных возможностей родителей, участвующих в проекте и пр.
На площадках приключений разворачиваются самые разные формы активности детей и подростков (игры, исследования, общение, продуктивные виды деятельности). Несмотря на уникальность, каждая площадка включает обязательные зоны, такие как:
• система построек для игры (например, дома, крепости, корабли, ракеты и др.);
• постройки для лазанья, площадка для подвижных игр;
• беседки для творчества, место для общения у костра; • система водных каналов и песочниц;
• природная зона для ухода за животными и растениями.
Каждая площадка имеет также внутреннюю часть, в которую входят:
• несколько игровых комнат;
• большая гостиная для общения, где дети могут играть в плохую погоду, отдыхать, музицировать, читать, заниматься творчеством;
• кухня, где дети сами могут готовить еду, отмечать праздники;
• небольшое помещение для персонала.
Каждая площадка курируется командой специалистов по игре (2–5 человек). Это люди со специальной подготовкой в области игры детей разных возрастов – не только дошкольного, но и школьного и подросткового. Площадки работают по 6–8 часов в день c перерывом, в каникулы – ежедневно с 10 до 18 или 22 часов. Дети от 5 до 18 лет приходят на площадку сами, с родителями, или школьными учителями (после уроков, по типу продленки) и остаются на несколько часов под присмотром специалиста по игре, который отвечает за их безопасность и при необходимости оказывает помощь в играх и занятиях. В большинстве столиц мира подобные площадки являются крупным социальным проектом и поддерживаются правительством страны и местными органами власти.
Для создания подобных игровых центров и обеспечения их деятельности выделяются бюджетные средства, они поддерживаются также различными грантами, частными предпринимателями и пр. Площадки для игр и приключений во многом компенсируют отсутствие дворов, а также в некоторой степени отсутствие контакта с природой и становятся центрами свободной и самостоятельной деятельности детей. Здесь дети свободны в выборе материалов и оборудования, в выборе партнеров, в организации игр и в их интенсивности. Площадки удовлетворяют потребность в двигательной активности и в играх на свежем воздухе, помогают преодолеть зависимость от экрана, столь характерную и опасную для современных детей. Здесь дети могут придумывать, творить и реализовывать свои замыслы в разных областях – от создания и оформления пространства до придумывания игр.
Очень важно, что площадка – также пространство для разновозрастного общения, в котором остро нуждаются наши дети. В таком общении традиционные игры и игровые навыки естественным путем передаются от одного поколения другому. Игровые площадки имеют особое значение для детей школьного и подросткового возраста, которые в настоящее время не имеют своего пространства за стенами дома или школы. В каникулы такие площадки могут стать формой городских лагерей для школьников.
Алгоритм создания подобных площадок детально разработан Международной ассоциацией игры и апробирован в ряде столиц мира, в большинстве стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии.
Кроме площадок для игр и приключений, реализуются и другие проекты по поддержке игры. Среди них проект «Игровые улицы» (Play streets). Впервые такие улицы появились в Нью-Йорке в 1914 г. В Англии по примеру США «Игровые улицы» инициировало Министерство транспорта в 1934 г. В то время остро ощущалась нехватка игровых площадок для детей и росло количество жертв транспортных аварий среди детей. Однако к 80-м гг. прошлого века увеличение количества машин и трафика привело к тому, что проект был заброшен.
В 2008 г. London Play начинает трехгодичный проект по восстановлению «игровых улиц». Это социальный проект, который заключается в том, что на время перекрывается движение транспорта на некоторых улицах, на которых дети могут свободно и безопасно играть в шаговой доступности от места проживания. Движение автомобилей прекращается на время от 2-х до 5-ти часов один раз в неделю, в 2 недели или в месяц. В результате «игровые улицы» позволяют познакомиться и подружиться с ближайшими соседями, как детям, так и взрослым. Это хороший способ преодоления изоляции людей и, соответственно, сплочения местных сообществ. Кроме того, этот проект направлен на поддержку свободной игры. В настоящее время в Великобритании данный проект поддерживается Департаментом здоровья. Улицы различных городов перекрываются и создаются условия для игры детей.
В последнее время особую популярность получил еще один проект с условным названием «Игровой контейнер с остатками» (Scarpstore PlayPod). Проект направлен на обогащение игровой среды и игры в школах. На переменах дети выходят на улицу и играют с материалами, хранящимися в игровом контейнере (шинами, пластиковыми трубками и желобками, ящиками, сетками, автомобильными покрышками, шлангами, кусками поролона, и т. п.). Подбор материалов для игры базируется на теории свободных материалов (The theory of Loose Parts). В ее основе лежит идея о том, что детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксированные в пространстве свободные материалы (их можно легко передвинуть, перенести, пересыпать, перелить). Эта идея получила широкое распространение в середине XX в. Она была раскрыта в практических проектах голландского ландшафтного архитектора Карла Теодора Соренсена (Carl Theodor Sorensen), впервые предложившего необычные детские площадки, где дети могли играть с тем, что в обыденном сознании называется «мусором». Такой материал и свобода его использования актуализируют творческую активность детей. Они строят домики и автомобили, прокладывают дороги, экспериментируют, создают игровые пространства и пр. Симон Николсон (Simon Nicholson) впервые обобщил и опубликовал основные положения этой теории в журнале Landscape Architect в октябре 1971 г. Сотрудники школ, участвующих в программе Scarpstore PlayPod, проходят специальную подготовку под руководством профессиональной команды специалистов и получают супервизию. Проект существует с 2005 г. и уже доказал свою эффективность. В школах, где на уличной территории размещeн PlayPod, улучшилась не только игровая деятельность детей, но и повысилась общая успеваемость, снизилось количество конфликтов, улучшилось качество сотрудничества между детьми, а также увеличилась включенность детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную деятельность. Важной составляющей проекта является то, что в нем разработаны критерии для подбора оборудования (с точки зрения риска), а также для педагогов – методики поддержи игровой активности отдельного ребенка и группы детей, развития компетенции в распознании риска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий