среда, 15 января 2014 г.

Образ семьи в советской и российской мультипликации. Ссылка: knu.znate.ru/docs/index-539700.html‎


Л.А. Грицай,
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
Рязанского заочного института (филиала)
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
(г. Рязань)

 

Образ семьи в советской
и российской мультипликации
как психолого-педагогическая проблема


 

Раскрываются особенности образа семьи в советской и российской мультипликации, предназначенной для детей дошкольного возраста; в результате анализа научных источников и авторского исследования обосновывается возможность преодоления кризиса семьи средствами медиакультуры.

 

Ключевые слова: семья, медиатекст, мультипликация, взаимоотношения детей и родителей.

 

В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Очевидно, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющийся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Как отмечает  Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи с чем существенно меняются социальные роли матери и отца, супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной» [1, с. 3].
Истоки данной кризисной ситуации, на наш взгляд, обнаруживаются в том, что семья в сознании многих наших соотечественников перестает быть важнейшей смысложизненной ориентацией. Подтверждением нашего тезиса являются, в частности, современные мультипликационные фильмы. Складывающаяся тенденция не может не вызывать беспокойства, поскольку мультфильмы создаются, как правило, для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Понятие «медиатекст» вошло в научный обиход в конце XX века и прочно заняло свое место в ряду культурологических феноменов. Так, по мнению А.В. Федорова, медиатекст представляет собой «произведение информационного или художественного характера, созданное для трансляции средствами массовой коммуникации (газетная статья, телепередача, видеоклип, мультфильм и пр.)» [5, с. 218]. Медиатексты являются определенной формой отражения действительности, совокупностью ценностей, смыслов и жизненных ориентаций, следовательно, соотносятся с неким вариантом коллективного сознания, опирающегося на стереотипы массовой культуры. Именно медиатексты во многом формируют образ жизни современного человека, систему ценностей и способ мышления последнего. При этом, отмечает А.В. Федоров, «важно подчеркнуть воздействие медиа на аудиторию, прежде всего – на молодежь, которое имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние» [5, с. 22].
Заявив проблему создания образа семьи в советских и современных мультфильмах, обращенных к детям дошкольного и младшего школьного возраста, мы изучили большое количество соответствующих медиатекстов. Уточним: объектом изучения становились преимущественно не экранизированные произведения художественной литературы (например, сказки А.С. Пушкина и т.п.), но мультфильмы с оригинальными сюжетами. Результаты анализа выводят на следующие обобщения.
В значительной выборке мультфильмов советской поры семья фактически не рассматривается, как правило, изображаются отношения между друзьями - животными или людьми («Казаки», «Ох и Ах», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Как львенок и черепаха пели песню», «Трям! Здравствуйте!», «Коля, Оля, Архимед», «По дороге с облаками» и др.), коллегами («Бюро находок»), реже – между противниками («Кот Леопольд», «Ну погоди!», «Ивашка из Дворца пионеров») и т.д.
Однако немало и мультфильмов, где семья представлена достаточно внятно, но с односторонним акцентом, который мы обозначим как ценностный приоритет материнства по отношению к отцовству. Иначе говоря, отношения матери и ребенка (или детеныша) рассматриваются как идеальные, что, с одной стороны, не вызывает удивления, так как мать всегда ближе своему чаду, но, с другой стороны, отсутствие в кадре отца формирует в сознании зрителей представление об «усеченной» семье как о норме. В контексте сказанного назовем такие известные мультфильмы, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Обезьянки», «Домовенок Кузя»... В основе мультфильмов данного перечня  - отношения матери-зверя с ее детенышем (медвежонком, мамонтенком, енотом, обезьянками), в последнем же сюжете («Домовенок Кузя») рассказывается о вполне обычной советской семье - с работающей и вечно занятой мамой во главе и единственной дочерью (мама появляется в кадре редко, лишь для того, чтобы отдать приказы дочери или поощрить ее за выполненную работу: «Умница, дочка!»).
Симптоматичен для советской мультипликации любимый многими поколениями детей мультфильм «Мама для мамонтенка». Вспомним: малыш, оказавшись один, стремится во что бы то ни стало найти свою пропавшую маму, преодолевает для этого немало трудностей и в итоге обретает приемную мать-слониху. Звучащая в мультфильме песня характеризует идеальный образ матери – доброй, любящей, заботливой: «Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет» (сравним текст с другой известной песней советской эпохи  композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина «Пусть всегда будет солнце» со знаменитым рефреном «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»).
В другом мультфильме того времени - «Осьминожки» -  наблюдаем противопоставление образа матери образу отца. Многодетный отец-осьминог, оставшись без жены, целый день воспитывает непослушных детей-шалунов, испытывая неимоверные трудности. В конце концов, он и его собрат, такой же отец, перепутали своих детей с чужими и теперь горестно ждут, «когда наши мамы вернутся, мамы уж в детях своих разберутся».
На особенности понимания советской культурой семьи обращали внимание многие ученые. Так, В.Н. Дружинин отмечает целевую политику советского государства, направленную на «исключение мужского начала из семейного быта и замену его полным вмешательством государства в дела семьи; государство становится третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины – мужа – отца, лишая его самих основ мужского начала <…> … в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию» [3, с. 54].
М. Эпштейн [6] выносит весьма суровый приговор советской цивилизации, полагая, что культуре СССР свойственен осознанный или неосознанный «Эдипов комплекс», связанный с тем, что коммунистическая идеология всегда стремилась к богоборчеству.  Борьба велась не только с христианским Богом, но и с архетипом «Небесного Отца», присутствующим (наравне с архетипом «Матери-земли») в любой человеческой культуре. Таким образом, архетип Отца (идеальной сущности мира) принижался или даже уничтожался, но архетип Матери  (материальной сущности) – возвышался, следовательно, «дети» Неба и Земли стремились к свержению Отца и более тесной связи с Матерью…
Однако в СССР 80-х годов появляются мультфильмы с положительным образом отца, заботящегося о своих детях, - мультфильм о пингвиненке Лоло и его родителях, мультсериал «Про Веру и Анфису», где мама и папа работают, дочка ходит в детский садик, с любовью общается как с папой, так и с мамой... В те годы создается мультфильм по сценарию Кира Булычева «Тайна третьей планеты», в котором девочка Алиса путешествует вместе со своим внимательным и ответственным отцом – космонавтом и ученым.
В плане наших рассуждений важен малоизвестный кукольный мультфильм «Мама, папа и Золотая рыбка», по сюжету которого сын постоянно ссорящихся между собой родителей просит Золотую рыбку о том, чтобы мама и папа были вместе; в финале ребенок  обретает долгожданное счастье…
Анализируя советские мультфильмы, изображающие семейные отношения, нельзя не обратить внимания на подавляющую, если можно так выразиться, однодетность семей. Дети в таких семьях, как правило, очень одиноки, хотя, в подавляющем большинстве случаев, любимы своими родными; сказочные герои заменяют ребенку несуществующих братьев и сестер (мультфильм о Домовенке Кузе, где сказочный персонаж становится другом девочки Наташи; трилогия «Возвращение блудного попугая»; сюжеты «Про Веру и Анфису», «Бюро находок», «Самый маленький гном» и т.д.).
Многодетность часто изображается как обуза: либо дети шалят и не слушают родителей, либо семьи бедны и неустроенны (мультфильмы «Осьминожки», «Обезьянки», «Мешок яблок» и др.).
Такой подход опять-таки отражает существенные аспекты советской семьи: возрастающую малодетность, сопровождающуюся осознанным нежеланием родителей рождать второго и следующего ребенка; большую занятость родителей вне семьи; одиночество детей, в лучшем случае, отданных на попечение государственных учреждений (детский сад, школа и т.д.), а в худшем – предоставленных самим себе.
Таким образом, справедливо утверждать, что советская мультипликация как положительное культурное явление XX столетия честно и непредвзято отразила те процессы, которые были свойственны семейной жизни в данный период: ценностный приоритет материнства над отцовством, одинокое материнство, малодетность, ослабление связей между родителями и детьми... Но при этом идеалом утверждались крепкие отношения и любовь между поколениями родителей и детей.
О российской мультипликации 90-х гг. XX века судить очень непросто: без финансовой поддержки государства, в условиях конкуренции с западными (в первую очередь, диснеевскими) мультфильмами она малозаметна. Возрождение ее началось в XXI веке, когда стали появляться отечественные мультфильмы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вернее, даже не мультфильмы, а мультсериалы, созданные с учетом необходимости самоокупаемости. Появление новых мультипликационных фильмов соединялось с получением экономической выгоды: продажей игрушек, одежды, журналов, раскрасок, открыток, изображающих персонажей любимого мультсериала…
Остановимся, к примеру, на историях о знаменитом Лунтике (студия «Мельница», 2006-2010 гг.). В мультфильме, который составили около 300 серий, рассказывается о необычном лунном жителе, буквально «свалившимся» с неба. Лунтика усыновляет семья пожилых диких пчел, даже не усыновляет, а берет к себе в качестве внука. Отношения между Лунтиком и его дедулей – генералом Шером и бабулей Капочкой очень теплые, наполненные любовью и взаимным уважением. Можно сказать, что дикие пчелы представляют собой идеал бабушки и дедушки: они любят своего названного внука, не проводят все время у телевизора (как, например, бабушка и дедушка героя мультфильма «Самый маленький гном»), а занимаются домашними делами и учат Лунтика уму-разуму. Но внучек - опять единственный ребенок в семье!.. У него нет братьев и сестер, но есть верные друзья - Кузя, Пчеленок, Мила
Складывается впечатление, что и у самих этих друзей нет семей!.. Пчеленок родился и вырос в пчелином рое, где не существует родителей, но только воспитательницы и учительницы… У Кузи, вроде бы, есть мама (по крайней мере, о ней упоминается во второй серии: «Мама говорит, что все сны приходят с Луны»), однако в кадре она не появляется… У Милы есть свой дом, но о родителях ее ничего не говорится... Другие герои-дети - светлячки, бабочки, муравьи и пр. - тоже не имеют семьи (лишь общий муравейник-дом или коряга у светлячков). Даже Новый год дети отмечают в доме добрых диких пчел вместе с Лунтиком!.. Явными беспризорниками являются хулиганы-гусеницы: у них нет домика даже зимой, от верной гибели в холодную пору их спасает сердобольный Лунтик, организовав вместе со взрослыми строительство жилья…
Пожалуй, единственная семья, представленная в мультфильме и состоящая из двоих родителей и многочисленных детей, - семья букашек, живущих в старом пне. Но дети этих букашек очень бедны!.. В серии «Добрый волшебник» Лунтик, узнав об их бедности (одной книге на всех, одной коробочке с краской и одной кисточке), приносит букашкам в дар все свои игрушки, краски и книжки.
 В другом известном многосерийном мультфильме последних лет «Смешарики» (студия «Петербург») семья вообще не показана. Смешарики живут каждый в своем домике, и хотя ясно, что кто-то из них старше, кто-то -  моложе, они не являются по отношению друг к другу ни родителями, ни детьми. С большим трудом всех их можно назвать братьями и сестрами (несмотря на общую круглую форму!), впрочем, в самом мультсериале о каком-то родстве не говорится ни слова…
Популярным современным мультфильмом является сериал «Маша и медведь» (уже выпущено 23 серии, не считая проекта «Машины сказки»). В мультфильме, значительно модернизирующим известную русскую народную сказку «Три медведя», с одной стороны, семья присутствует - семья девочки Маши, живущая в маленьком домике на железнодорожной станции. Но об этой семье ничего не говорится! Создается впечатление, что девочка живет одна, что в принципе невозможно!..
Но вот в лесу девочка знакомится с немолодым медведем, актером цирка на пенсии, медведь становится для Маши своеобразным дедушкой - хозяйственным, рассудительным, любящим рыбалку и пчеловодство, кроссворды и приятное времяпрепровождение... В его размеренную жизнь гиперактивная Маша врывается, как ураган!.. Хотя ребенок приносит медведю массу хлопот, он любит девочку, постепенно понимая, как занять ее с «пользой для дела» (серии «Граница на замке», «Дальний родственник»).
Мультфильм о фиксиках снят по мотивам повести Э. Успенского «Гарантийные человечки». В сериале перед нами предстает вполне благополучная российская семья, живущая в большой квартире, где много техники, которую, собственно, и призваны ремонтировать фиксики. Семья состоит из мамы, папы и сына-школьника Дим Димыча. Вновь мы встречам ребенка, имеющего много вещей, игрушек, собственную комнату, но одинокого… Брата и сестру Дим Димычу заменяют фиксики-дети: Симка и ее младший брат Нолик.
Родители Дим Димыча часто «пропадают» на работе, родители фиксиков также трудятся, потому дети последних зачастую предоставлены друг другу. Однако в семье фиксиков родители и дети видят друг друга чаще, чем в семье людей, да и детей все-таки двое…
Важной, на наш взгляд, тенденцией последних лет является позиционирование в российских мультсериалах многодетной семьи как нормального и в целом  положительного явления. Пример - мультсериалы 2011 года «Барбоскины» и «Белка и Стрелка: звездная семейка». Пусть отношения героев в многодетных семьях этих мультфильмов строятся в определенной степени мелодраматично (сюжет развертывается благодаря столкновению или взаимодействию друг с другом братьев и сестер, особенно в сериале «Барбоскины»), однако перед нами позитивные образы многодетной семьи - с двумя родителями, которые в равной степени участвуют в воспитании своих детей.
Выскажем предположение, что появление данных сериалов неслучайно и связано с активно обсуждающейся в обществе проблемой демографического «угасания» нации, осознаваемой необходимость возрождения семейных ценностей.
Осуществленный анализ современных российских мультсериалов, обращенных главным образом к детям-дошкольникам, позволяет сделать вывод, что  несмотря на некоторую «вестернизацию» наши мультфильмы продолжают традиции советской мультипликации, во всех современных сериалах в большей или меньшей степени просматривается положительная педагогическая тенденция. Да, как и в советские годы, российская семья изображается далеко не в каждом произведении, часто демонстрируются однодетность семей, определенная «либерализация» детско-родительских отношений, однако налицо и важные изменения: уже нет явного ценностного приоритета материнства над отцовством, напротив, как правило, говорится о равенстве отца и матери в воспитания детей; многодетная семья изображается не только как трудное испытание для родителей, но и как естественное явление, к которому нужно стремиться; в качестве идеала предстают любовь и семейная взаимопомощь…
Поскольку советская и современная мультипликации в целом отражают черты российской семьи, проблему преодоления кризиса последней возможно решать и средствами современной медиакультуры. Как отмечается в исследовании С.Н. Пензина, педагогическая стратегия медиавоспитания базируется на изучении этических аспектов медиатекстов [4, с. 47]. А.В. Федоров также обосновывает дидактическое значение этической теории медиа, отмечая, что «медиа способны формировать определенные моральные принципы несовершеннолетней аудитории. Из этого – главная цель медиаобразования:  приобщить аудиторию к той или иной модели поведения» [5, с. 46]. В.Ю. Борев и А.В. Коваленко выделяют две программы воздействия средств массовой коммуникации — манипулятивную, ориентированную на создание управляемой массы разобщенных одиночек, и формирующую, направленную на становление самоценной личности, обладающей неповторимым индивидуальным началом и потому склонной к коллективизму, а не «омассовлению» [см.: 2, с. 36-56].
Необходима, на наш взгляд, государственная семейно-ориентированная программа, поддерживающая отечественную мультипликацию и стимулирующая положительный образ многодетной семьи.

 

Литература:

1. Богачева, Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. дисс. … канд. социол. н. [Текст] / Н.В. Богачева. - Казань, 2005.

2. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Бореев, А.В. Коваленко. – М.: Наука, 1986.

3. Дружинин, В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: Изд-во КСП, 1995.

4. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы [Текст] / С.Н. Пензин. – Воронеж, 1987.

5. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие. [Текст] / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

6. Эпштейн, М. Эдипов комплекс советской цивилизации [Текст] / М. Эпштейн // Новый мир. – 2006. – № 1.


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий