С какого возраста начинать смотреть мультики?
Ученые установили, что мультфильмы выполняют воспитательную, познавательную и развивающую функции. Как известно, формирование личности ребенка происходит в первые 5-7 лет жизни. И от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, во многом зависит дальнейшее развитие. Поэтому к выбору мультфильмов нужно подходить с особой тщательностью.
В связи с этим психологи рекомендуют ограничивать детям просмотр телевизора как минимум до трех лет, а после этого возраста жестко регламентировать времяпровождение ребенка перед голубым экраном — не более 15-20 минут в сутки. В противном случае малышу грозит ухудшение физического здоровья — снижение остроты зрения, искривление осанки, снижение иммунитета, а также, что более важно, возникнет прямая угроза психике ребенка. Дело в том, что детская нервная система до трех лет является очень слабой, а просмотр мультфильмов действует на нее возбуждающе. Поэтому мелькание кадров отрицательно влияет не только на глаза, но и на работу мозга в целом.
Кроме того, мультфильмы формируют модель окружающего мира ребенка. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла — всего того, на что ребенок будет ориентироваться потом всю жизнь. Ученые доказали, что маленький ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, и самым главным кубиком в этой модели является образ главного героя. Глядя на героев, ребенок формирует в себе внутренние, душевные качества, отражением которых являются образ действия и внешность кумира из мультфильма.
Однако на сегодняшний день существует огромное количество мультфильмов, таящих в себе скрытую угрозу психике ребенка. Прежде всего, огромное воздействие на психику малыша оказывает цвет персонажей и цветовое оформление. Если цвет героев мультфильма имеет яркие, ядовитые краски, а момент превращения персонажей из обычных людей в героев густо сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране, значит, этот прием эксплуатирует свойства детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, все внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет малыша туда куда захочет, не давая возможности отвлечься и поразмышлять. Поэтому маленькие дети бросают все, когда на телеэкране появляется реклама и смотрят ее так внимательно.
Кроме того, в мультфильме ни в коем случае не должно быть переизбытка агрессии и насилия. Прежде всего, сюда относятся слишком подробные сцены драк с кровью, убийства, демонстрации атрибутов смерти (черепа, кладбища). Главный герой не должен быть агрессивен и наносить вред окружающим. Иначе ребенок может в дальнейшем подражать мультяшной жестокости и в своей жизни.
Не должно быть в мультфильме и полной безнаказанности главных героев за их проступки. К сожалению, в современных мультфильмах плохой поступок персонажа часто не наказывается, а иногда даже приветствуется. В результате у ребенка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведет к негативным последствиям в дальнейшем. Опасны для детской психики и мультфильмы, в которых нет четкой границы между добром и злом. Как правило, в таких историях даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей. Также отчетливо в такого рода мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость героев к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Впоследствии ребенок перенесет такую модель поведения и в собственную семью.
Читайте также: Телевизор и школа — главные враги детей
Стоит ограничить маленькому ребенку и просмотр мультфильмов, где есть наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Такие мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.
Психологи также предупреждают, что в детских мультиках ни в коем случае нельзя показывать взрослые стереотипы поведения, в частности эротику. Это раньше времени растормаживает у ребенка сферу влечения, к чему функционально и морально ребенок еще не готов. Эти переживания окажут влияние на психику ребенка и в будущем, что выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжения рода. Как утверждают детские психологи, только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин.
Стоит также сказать, что образы мультипликационных героев, как правило, имеют силу гипнотического внушения, похожего на 25 кадр. Дело в том, что детское сознание не успевает оценить критически зрительные образы, которые появляются на очень короткое время. В результате подобные образы сразу же внедряются в подсознание.
Данный эффект может самым негативным образом сказаться на развитии мозговых структур ребенка. Основное развитие детского мозга завершается к 6-7 годам. При просмотре даже самых развивающих, на первый взгляд, фильмов дошкольник не может устанавливать новые связи. В частности, это происходит потому, что в этом возрасте у ребенка еще не работают основные виды восприятия, а само зрительное восприятие пассивно. Кроме того, мозг ребенка не перерабатывает полученную информацию, а сразу же усваивает ее (это происходит во многом за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров). Таким образом, детский мозг не успевает установить связи между объектами, "выхватывая" их отрывочно, а повторный просмотр одного и того же изображения только подкрепляет полученный шаблон.
На сегодняшний день наибольшее количество опасных доя детской психики образов содержится в иностранных мультиках. Однако нельзя ставить штамп на всей заграничной мультипликации и отбирать мультик по стране. На Западе много хороших добрых мультиков, а во многих современных российских мультфильмах сегодня тоже хватает насилия.
Читайте также: Кто в доме хозяин, или Как не вырастить тирана
Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок избежал негативного воздействия красочного мультика на психику, ограничьте время его просмотра телевизора до 20 минут в день. Кроме того, обязательно просмотрите мультфильм сами, прежде чем допускать к нему ребенка. В мультике не должно быть сцен насилия, высмеивания старших, слишком ярких зомбирующих эффектов, сцен с сексуальным подтекстом. Помните, что хороший мультик — это всегда поучительная история. Только правильно подобранный мультфильм способен выполнить свою главную функцию, для которой и создавался — принести ребенку радость и помочь родителям в воспитании малыша.
Юлия Чмеленко
Комментариев нет:
Отправить комментарий