среда, 8 января 2014 г.

Детские книги, герои которых - игрушки. Материалы сайта: www.adl-22.ru/ycp/?cmd=authors&id=328&type...res=

Обзор детских книг, героями которых являются игрушки

Обзор книг об игрушках, которые становятся настоящими. Настоящие и всё тут!

У мальчика Джонни
Игрушечный пони
Гарцует, и скачет, и ржет.
Его он взнуздает,
Потом оседлает
И смело поскачет вперед!
(перевод С.Я. Маршака)
Наверное, нет в мире ребенка без игрушки. Это из разряда «то, чего не может быть». Потому что играть для ребенка естественно. Хоть куклой, хоть подобранной на улице палкой. Но когда кукла и палка попадают в детскую литературу, они оживают. Как обычно это происходит?
Если у случайного читателя спросить, какие персонажи-игрушки являются самыми популярными в детской литературе, он сразу же назовет героев сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Карло Коллоди и Алана Милна. Давайте тоже о них вспомним. Деревянный человечек из рода Щелкунчиков — игрушка на рождественской ёлке — оживает, когда девочка Мари верит, что это заколдованный мышиной королевой племянник её крестного, и помогает ему избавиться от заклятья. Другому «крепкому орешку» — Пиноккио — мало было стать из полена деревянной куклой. Главное, чем сказка Карло Коллоди отличается от истории Алексея Толстого про Буратино, — это превращением игрушки в человека. Пиноккио начинает работать каждый день, чтобы прокормить своего больного отца. И ему не жаль накопленных денег, чтобы помочь Фее. Благодаря своей отзывчивости и стремлению Пиноккио становится настоящим мальчишкой. А вот герои книжки про Винни-Пуха перенеслись в сказку из реальности — ожили благодаря игре писателя со своим сыном Кристофером Робином. Хотя и остались жить в своем, сказочном мире. Получается, что самые известные игрушки становятся настоящими благодаря вере в чудо, проявлению человеческих качеств, игре. А что же с остальными?
Может быть, самая старая известная игрушка в детской литературе — это стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена, написанной в 1838 году. Мальчику на день рожденья подарили целую коробку таких солдатиков. Однако 24 из них были совершенно одинаковыми. Даже так — совершенными и одинаковыми. А двадцать пятый оказался одноногим — не хватило на него олова из старой ложки. И именно этот одноногий герой влюбился в картонную плясунью. Неизвестно, что подумала об этом сама красавица, как в дело вмешался то ли случай, то ли злобный тролль, и оловянного солдатика затянуло в круговорот несчастий. И он погиб в огне, а с ним и его картонная возлюбленная. Только и осталось от них, что комочек олова в виде сердечка и обгорелая брошка. Удивительная сказка, в которой оживление персонажей происходит не на уровне действий или поступков, а на уровне чувств. Формально, по сюжету солдатик и плясунья так и остались игрушками. Но их чувства, благодаря которым случилась эта сказка со счастливым грустным концом, оказались такими глубокими, взаправдашними, что в том, что герои были настоящими, сомневаться не хочется.
Любовь помогает ожить игрушке в книжке «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими» англо-американской писательницы Марджери Уильямс. Книга впервые вышла в 1922, но считается классической и ее переиздают до сих пор — например, в 2011 году это сделало издательство «Розовый жираф». Это трогательная и грустная сказка-притча о том, как в одно рождественское утро мальчик получил много подарков, а среди них — плюшевого зайца. Дорогие и механические игрушки презирали зайца за простоту, но старая лошадь папы мальчика рассказала, что зато они никогда не смогут стать настоящими. Что же такое настоящая игрушка? На этот вопрос ответ в книге дается сразу: это не просто игрушка, с которой ребенок долго-долго играет, но та, которую он по-настоящему любит. Казалось бы — всё понятно. Но каково это — быть настоящим, сможет понять только тот, кто это испытает. И плюшевому зайцу везет. Мальчик любит его. Поэтому когда истрепавшегося зайца выкидывают как мусор, появляется фея и из игрушечного мира переносит его в реальный — превращает в лесного жителя, настоящего зайца.
Удивительное смешение реальности и волшебства происходит в сказке «Путешествие Голубой Стрелы» Джанни Родари, вышедшей полвека назад. Здесь в суровом реальном мире, в котором дети гибнут от холода или голодают в новогоднюю ночь, есть магазин игрушек, в котором заведует Фея. Она запоминает, какие игрушки нравятся детям, но дарит их только в том случае, если у родителей есть на это деньги. Франческо это может только сниться. Однако всем игрушкам с витрины магазина так нравится этот мальчик, что они решают сбежать на поезде Голубая Стрела из магазина и остаться жить у Франческо. Но реальность распарывает мечты игрушек, они не могут найти Франческо и из добрых побуждений радуют других детей. «Игрушка, которая греет... А впрочем, ведь согревают не одни только печки. На свете есть много вещей, которые согревают: добрые слова, например, и даже три Марионетки, подведенные к ниточке». Игрушечный и реальный миры не просто смешиваются, но даже сливаются в один — когда карандаши устраивают для голодного малыша праздник его таланта. И мы до последнего думаем, что всё это сказка, как собака из папье-маше и тряпок по имени Кнопка находит-таки Франческо и становится настоящим псом, «потому, что он нашел себе настоящего друга и не был больше одинок». Друг — хорошая причина для игрушки стать настоящей, правда?
А вот советская книжка для малышей «Катя в игрушечном городе» (1973). Мама домовенка Кузи Татьяна Александрова в соавторстве с поэтом Валентином Берестовым написала сказку про безделушку из серванта, которая мечтала оказаться среди настоящих игрушек. (И в игрушечной реальности есть свои переходы!) Мечта сбывается — и в фантазиях, потешках, считалках начинается игра: Катя превращается в подснежник, её мамой становится Лошадь, а папой — Подъемный Кран, Матрешки лечат её леденцами... И так до тех пор, пока не появляются великаны — дети, и мы понимаем, что это не просто сказка об игрушках, а описанная детская игра. А как она может быть ненастоящей! Одно из достоинств этой повести в том, что для своего маленького слушателя можно сочинить похожую сказку по его игрушкам. А можно понаблюдать за тем, как играют дети, и тоже написать об этом.
Другой пример игры — как вполне естественного способа жить — раскрывается в произведении эстонского автора Ико Марана «Хоботок по прозвищу Слоняйка». Оно вышло на русском языке в 1975 году и начинается с того, как мальчику Сийму на четырехлетие дарят надувного резинового слоненка. Герои сразу же нравятся друг другу, так как очень похожи — оба «молчат, когда не говорят». Даже больше — Хоботок становится сыночком Сийма. Рассказ хоть и идет от лица автора, но ощущение игры, которая благодаря мальчику превращается в реальность, настолько правдоподобное, что в нее верят и взрослый читатель, и взрослые в самой книжке. Хоботок как самостоятельный персонаж купается в ванной, шалит в автобусе, обижается на Сийма, прыгает в колодец и даже становится настоящим другом, который может спасти от кактуса (но, увы, не от осы)... И это не сказка про ожившую игрушку, а жизнь маленького мальчика, в которой игра занимает главное место! Однако книга, как и игра, пожалуй, не показалась бы настоящей без лирики — Сийм вырастает, идет в школу и начинает стесняться резинового слоника. И куда же уходит дружба? Этот ответ мы узнаём в самом конце, когда Хоботок отправляется в Лимпопо — подождать, когда у Сийма появятся собственные дети. У книги есть и продолжение, вышедшешее через три года, — «Горячее мороженое».
Из современных сказочников обязательно нужно сказать о Сергее Седове. О «Жизни Замечательных Игрушек» российский автор рассказал в своей книге «Сказки «Детского Мира». Каждая из игрушек здесь имеет главную мечту — стать любимой игрушкой, встретить ребенка, который её купит. И мечты, конечно, исполняются. Мудрый слон зашвыривает обезьяну на рояль, и ее музыка нравится покупателю Пете, а другая девочка выбирает себе лучший велосипед с помощью Жирафы. Но самое интересное, что мир игрушек очень напоминает мир людей. И мы чувствуем, что игрушки настоящие, так как похожи на нас. Если долго выяснять, подходит ли тебе для дружбы Бегемот, то это раньше выяснит кто-нибудь другой. Заяц просто так хочет быть самым главным и его ставит на место Самая Главная Мышка. Розовый волк находит способ доказать, что внешность не имеет значения, ведь главное — кто ты на самом деле. Царем быть хорошо, но любимой игрушкой еще лучше. Всё по-настоящему! Так что сказки не оправдают ожидания тех, кто ждет волшебства, а увидит в некоторых игрушках реального себя.
«Детского мира» уже нет. Но Детство-то пока остаётся! Нет, невозможно игрушке не стать настоящей, попав в детскую книжку. Как в повести про Катю — тогда игрушки будут пылиться безделушками. А без дела — значит без жизни. Может быть, пока в детской литературе есть вера в чудо и дружбу, волшебство в реальности, любовь, которая оживляет, — всё это не игра, а взаправду.

Аня АНИСИМОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий