Покемонстры вышли на охоту
ПРОЙДЕТ год-другой, и мы в полной мере ощутим на себе прелести нового вируса, который тихой сапой прокрался в нашу жизнь. Имя ему — «Покемон». Канал ОРТ вот уже три месяца крутит этот популярный мультсериал. Значит, скоро станет небезопасно водить детей в магазины игрушек: вопли и истерики при виде любимых героев обеспечены. Ведь «Покемон» — это, по большому счету, мощный насос для откачивания денег из родительских карманов. Четко продуманная индустрия, в которой мультфильм служит всего лишь многосерийным рекламным роликом. А главное в ней — продажа сопутствующих товаров. Маек, игрушек, брелков, карт, заколок, наклеек и прочей мишуры.
Фэнтези для маленьких
ЗА ГРАНИЦЕЙ, в развитых странах, царит настоящая покемономания. В Японии мультик смотрят 90% малышей, в Штатах — 83%, в Германии — 63%. Микки-Маусу и не снилась слава, которая обрушилась на головы покемонов (сокращение от английского pocket monsters — «карманные монстры») и в особенности на главного из них — Пикачу… Дошло до того, что изображение Пикачу (некое подобие мыши, пухленькое существо ядовито-желтого цвета с острыми ушами и хвостом в виде молнии) размещают на нижнем белье и на самолетах частных авиакомпаний… Сюжет «Покемона» прост. «Карманные монстры» — всего их 151 — воюют друг с другом. Они делятся на хороших и плохих, а также на обычных, огненных, травяных, земляных и еще бог знает каких… Дети пищат от восторга. Им нравится, когда одни уродцы мочат других. Тем более что правила игры (у «Покемона» есть игровая приставка, компьютерный и карточный аналог) позволяют ребенку ощутить себя тренером агрессивных монстриков. Видимо, этим и объясняется феномен покемономании. Синтез томагочи и ролевых игр — этакое фэнтези для совсем маленьких. Понятно, почему «Покемон» родился именно в Японии. У Страны восходящего солнца своя ментальность. Здесь вам и Путь воина, и кодекс самурая, и Курильские острова, и Хиросима с Нагасаки… Скрытая агрессия под маской дружелюбной улыбки, исторически сложившийся комплекс островитян, который дети ощущают с особой остротой.
«Поймать их всех!»
В КОНЦЕ 97-го года в Японии разразился громкий скандал. Более 700 ребятишек попали в больницы после просмотра очередной серии «Покемона». Врачи диагностировали приступы эпилепсии. Расследование показало: в мультфильме применен опасный для детской психики спецэффект, связанный с быстрым мельканием красного и синего цветов. У самых впечатлительных начались судороги, приступы рвоты… Власти собрались было запретить мультфильм, но под напором общественности — той, видимо, которая эпилепсии не подвержена, — вернули его на экраны. Еще один скандал случился в Турции. Двое детишек прыгнули с балконов, желая поиграть в покемонов. «Покемоны умеют летать, значит, и мы сможем», — думали они. Показ мультфильма в Турции прекращен. …Вообще-то не надо быть маститым знатоком телевидения, чтобы заметить: «Покемон» как произведение анимационного искусства не выдерживает никакой критики. Статичная мультипликация (у героев шевелятся лишь губы), примитивные диалоги и невнятный сюжет — все это пахнет нафталином и не годится в подметки ни «Пластилиновой вороне», ни «Ежику в тумане». Впрочем, создатели фильма и не претендуют на то, чтобы превратить его в шедевр голубых экранов. У сериала другая задача — засветить героев и заставить маленьких зрителей основательно потрясти кошельки своих родителей. «Поймать их всех!» — так звучит рекламный слоган «Покемона». За четыре года существования индустрии ее создатели сумели «поймать» около 5 млрд. долларов. Именно столько составил общий объем продаж. Наиболее успешная часть бизнеса пришлась на производство коллекционных карточных игр. Полный набор колоды «Покемона» стоит около 350 долл. Дети собирают кусочки картона с красочными изображениями, меняются ими и перепродают раритетные карточки. Директора ряда школ США признаются, что в их учебных заведениях процветают своеобразные «Покемон»-биржи. Специалисты отмечают: в детском обществе сложилась покеократия — иерархия, в которой реальную власть над сверстниками имеют те, у кого больше заветных карточек. А те, у кого их мало, становятся изгоями. Такая вот детская игра во взрослую жизнь…
Циничный эксперимент или школа жизни?
МНЕНИЯ психологов в отношении «Покемона» расходятся. Его защитники утверждают, что как мультфильм, так и игра «Покемон» учат детей различать добро и зло, прививают элементарные моральные принципы и т. д. Психолог и педагог Всеслав ТКАЧЕНКО: «Эта игра не очень жестока, ведь герои в ней не умирают. Если вашему покемошке не повезет в бою, он попросту потеряет сознание и вновь воспрянет, побывав в «медпункте». Плевое дело по сравнению, скажем, с кровожадным волком в «Красной Шапочке», которому садисты-охотники вспарывают брюхо и набивают камнями». Другие специалисты убеждены, что пресловутый «запас жизней» (а то и вовсе «бессмертие»), которым обладают сказочные герои, наносит детской психике вред. Ирина МЕДВЕДЕВА, директор Института демографической безопасности: «Представление о том, что герой не может умереть по-настоящему, формирует у ребенка опасную установку: он начинает думать, что смерть — это нечто поправимое. Стирается реалистичное представление о ней как о конце жизни. А значит, притупляется инстинкт самосохранения… Увы, культ насилия проникает все глубже. Вот дошла очередь до 6-летних. Мальчишки всегда играли в войну, но в данном случае агрессивная пропаганда ведется целенаправленно. Телевидение провоцирует этот интерес и делает на нем деньги». А вот и совсем радикальная точка зрения. Немецкий психолог Хельга ВЕПП-ЛАРУШ провела исследования среди школьников и пришла к выводу: «Покемон» поднимает уровень детской агрессивности, воспитывает ненависть к окружающему миру. На вопрос: «Чем тебе нравится этот фильм?» — дети отвечали: «Он учит убивать…» Хельга считает, что за индустрией «карманных монстриков» маячит… мрачная тень ЦРУ. «Покемон» — это циничный эксперимент над детьми всего мира, полагает она. В нем опробуются новые психотехники кодирования, на фоне которых эффект 25-го кадра — невинная шалость… Дмитрий ПИСАРЕНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий