пятница, 18 июля 2014 г.

Как научить детей смотреть мультфильмы: очень содержательная статья. Материалы http://1-4.by/2013/01/30/kak-nauchit-rebenka-smotret-multfilmy-podskazki-na-kazhdyj-den/

Как научить ребенка смотреть мультфильмы?

Подсказки на каждый день

      Автор: Ирина Буторина, методист высшей категории
отдела методического обеспечения начального образования НИО.
 
Кто из нас в детстве не любил мультфильмы? Их любят и современные ребятишки. Да и многие взрослые! Для родителей не секрет, что за просмотром мультиков (как любят их называть дети) девчонки и мальчишки готовы проводить целые дни. А как сделать просмотр мультипликационных фильмов полезным с точки зрения дидактики? Чтобы анимационная лента была не только одним из многочисленных развлечений, но и средством эстетического развития ребенка.
 


Мудрость не меняется веками, а глупость молодых всегда новая, из этой новой глупости молодых постепенно вырастает обычная старая мудрость, лишь чуть-чуть непохожая на мудрость прежних поколений. И так мир делает маленький шаг вперед.
С. Соловейчик
 
 
Подсказка первая. Не забывайте об особенностях детского восприятия
Не вызывает сомнения тот факт, что дети – очень восприимчивые зрители. Процесс воздействия на ребят мультипликации контролировать очень сложно, а управление им требует от родителей терпения, последовательности, педагогического такта и дальновидности. Если у взрослых, в большинстве своем, есть эстетический вкус, опыт, жизненные принципы, благодаря чему ими с определенных позиций анализируется показываемое, то как же воспринимают и усваивают мультфильмы дети? У них избирательная способность развита еще очень слабо, существует только обостренный интерес, преобладает сильная эмоциональность и, как уже отмечалось, повышенная восприимчивость.
 

Многие мультфильмы, выходящие на наши экраны, можно назвать не вполне удачными произведениями – как в художественном отношении, так и с точки зрения детской психологии. Педагоги и психологи утверждают, что многие современные мультфильмы могут быть опасными для формирования личности взрослеющего человека. Бесконтрольный просмотр анимационной продукции способен не только затормозить развитие ребенка, но и нанести вред его психическому здоровью. Особенно, если речь идет о самых маленьких зрителях.
 
 
«Безусловно, период освоения мира не должен быть загружен просмотром мультфильмов, – говорит ведущий научный сотрудник Института современного детства Елена Бугрименко. – Пока не сложился ансамбль основных функций раннего детства (то есть пока ребенок не умеет одновременно идти, держать предметы, смотреть и слышать), нельзя его усаживать как пассивного зрителя перед телевизором. Иначе могут появиться проблемы с движением, речью, и развитие в целом может сильно затормозиться. Кроме того, в раннем возрасте – от двух с половиной до трех лет – лучше смотреть черно-белые мультфильмы, поскольку цвет привлекает ребенка, и ему становится сложно следить за движением».
Для детей постарше стоит также избирательно подходить к выбору анимационных фильмов. «Высокая скорость смены кадров, при которой резко меняется еще и яркость изображения, может превысить возможности детского восприятия, – объясняет другой сотрудник института Людмила Эльконинова. Очень важно, чтобы темпо-ритмические характеристики фильма не противоречили возможностям восприятия ребенка. Когда вы читаете сказку и держите ребенка на коленях, вы всегда чувствуете, где нужно замедлить, где сменить интонацию, потому что слушателю уже очень страшно. А тут экран. И если ребенок не успевает переживать происходящие события, то может дойти даже до нервного срыва».
 
Подсказка вторая. Помогаем детям в выборе мультика и в осмыслении его содержания
 
 
По мнению многочисленных поклонников так называемых советских мультфильмов, эти ленты «комфортны» для детской психики. Повествование в них ведется понятным детям языком, в неторопливой манере, они учат жизненным ценностям (доброте, уважению, дружбе, верности, трудолюбию – тем качествам, которыми должны быть привиты еще в детстве, и которые мы называем вечными ценностями). Просмотр мультика часто становился для ребенка первой встречей с искусством, в котором качественные рисунки сочетаются с замечательным музыкальным сопровождением и артистичным озвучиванием. Сегодня же далеко не все мультипликаторы учитывают особенности детского восприятия.
Все это понимают многие родители. Но, усаживая ребенка перед телевизором, взрослые наивно полагают, что полтора часа бессмысленного просмотра не принесут большого вреда. В этом, конечно, большая педагогическая и родительская ошибка. «От всего ребенка не оградишь, но будем хотя бы внимательны!» – заметил известный педагог-психолог Симон Соловейчик.
Экранная продукция влияет на речь и пластику ребенка, под ее воздействием формируются его представления о мире и система ценностей, придумываются последующие игры. Кроме того, формируется почти наркотическая зависимость от зрелищ, от бездумных развлечений, которые не требуют от зрителя ни интеллектуальных, ни эмоциональных усилий. Вред, наносимый психическому здоровью, не сразу заметен для родителей. Однако постепенно мы замечаем, что дети копируют манеру общения известных экранных персонажей, слепо подражают им.
Как же помочь ребенку научиться правильно воспринимать мультики? На что же стоит обратить внимание при выборе мультика для дошкольников и учеников начальных классов?
Во-первых. Движения и мимика персонажей должны быть разнообразны и хорошо прорисованы. Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран – это еще и зеркало, в котором ребенок видит образец для подражания. По словам психологов, амимичность и диспластичность оборачиваются потом недостаточным развитием телесного самоощущения и плохой координацией.
Во-вторых. Сюжеты также должны быть разнообразны и содержать важные, актуальные для детства образы и переживания. Как часто на экранах дети видят всевозможные фантастические путешествия, наблюдают за борьбой «пришельцев», в то время как в этом возрасте они должны постигать простые истины – жизненно необходимые нравственные устои. Конечно, темы уважения, заботы и любви в семье, умения дружить, положительной мотивации к учебе и труду порой всплывают среди общего яркого шоу современных мультфильмов, однако они имеют далеко не главное значение. Эмоционально напряженные события должны чередоваться с более спокойными. Не будем забывать, что младшие школьники обладают ярко выраженным наглядным мышлением и часто воспринимают события на экране как реальность. Сюжет фильма не должен разворачиваться чрезмерно быстро, а его темп соответствовать возрасту и индивидуальному развитию ребенка – так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего. Научите ребенка, выбирая мультфильм для просмотра, задавайте себе вопрос: чему хорошему он может меня научить. Если во время просмотра ваш малыш почувствовал испуг или другие неприятные ощущения, он не должен стесняться остановить просмотр, а если это невозможно, уйти из помещения. А потом обсудить с родителями или учителем, почему этот фильм оказал такое воздействие.
В-третьих. Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Иногда фильмы для детей предлагают слишком мрачную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и поддержки. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и радостным, но важно, чтобы в нем не было безысходности и безнадежности. Важно показать ребенку, что нужно искать пути решения жизненных задач, но стараться быть отзывчивым, чутким к чужой боли, не утрачивать оптимизма.
В-четвертых. Для развития ребенка важно, чтобы чувства героев не были однозначны и примитивны. В ряде мультфильмов основные потребности героев сводятся к тому, чтобы поесть, поспать и дальше плыть по течению. Страшно представить, кем вырастут дети, которые примут этот образ жизни за норму или правило. Да, для того, чтобы познать мир, герой может ошибаться, радоваться и огорчаться, но в его душе должна формироваться богатая палитра чувств, эмоций и потребностей, главная их которых – стремление к совершенству.
Мало кто знает, что существует такое понятие, как мультипликационная педагогика. Именно этому вопросу был посвящен международный симпозиум Всемирной ассоциации деятелей мультипликационного кино, проходивший в 1983 г. во Франции. Тема симпозиума звучала так: «Мультипликационный фильм – завтрашняя педагогика?». Уже в то время во вступительном докладе было отмечено, что в сфере кинематографии выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Обучение визуальному языку является насущной потребностью. Ребенок – завтрашний взрослый – не должен «заглатывать» поток окружающих его картин без оценки и отбора. В конечном итоге малочисленность аудитории серьезных фильмов объясняется недостатком образования, отсутствием опыта восприятия такого рода информации, который должен был закладываться еще в школе.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Отметим, что особенно важным является подготовка к просмотру мультфильма. Например, взрослые предлагают детям отгадать сказку по отрывку и назвать ее автора: «Тяжело было бедной девочке навсегда проститься с ясным солнышком, и она с разрешения полевой мыши вышла полюбоваться им в последний раз» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). Затем дети вспоминают других героев, сюжет и главную мысль сказки. Перед просмотром мультфильма родители создают установку на внимательный просмотр, просят обратить внимание на то, как созданы образы, какие цвета выбраны, как музыкальное сопровождение помогает лучше понять главную мысль сказки.
 Подсказка третья. Расширяем кругозор детей, знакомим их с историей мультипликации
Ребенок не должен относиться к просмотру мультфильмов как к бездумному развлечению. По мере взросления сына или дочери помогите понять им, что мультипликация – сложный вид киноискусства, которые складывался десятилетиями, познакомьте с профессиями людей, которые создают анимационные фильмы. Чем взрослее становится ребенок, тем более глубокими должны быть его познания. И пусть он не станет мультипликатором, он будет эрудированным человеком с высоким уровнем интеллекта, богатой познавательной и нравственной сферой.
Что можно сообщить ребенку о мультипликации?
Древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Во 2-м тысячелетии до н.э. на одной из египетских пирамид был многократно повторен каменный рельеф воина, каждое следующее изображение которого отличалось от предыдущего. Древний полководец, глядя на рельефы сквозь мелькающие спицы огромного колеса повозки, видел, как каменный воин поворачивает к нему голову и приветственно поднимает руку. Таким образом, при просмотре этого своеобразного мультфильма зритель передвигался, а «кинолента» оставалась неподвижной.
 
 
Древние греки рисовали своих спортсменов фаза за фазой на стенках глиняных сосудов, создавая «фильм», возникающий в их воображении.
 
 
В 1832 г. современник Пушкина бельгиец Жозеф Плато изобрел фенакистоскоп (фенакс – по латыни обман), первый из многочисленных стробоскопов. Фигурки, аналогичные египетским воинам, размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Быть может, не случайно героем первого стробоскопа был ребенок: маленькая девочка прыгала через скакалку.
28 октября 1892 г. в Париже состоялся первый просмотр мультфильма, или движущейся световой панорамы. К этому моменту ни кинокамеры, ни кинопленки еще не существовало. Автор первых «мультиков» игрушечных дел мастер Эмиль Рейно рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их между собой кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта «кинолента» проецировалась на экран. Так Эмиль Рейно стал основателем нового искусства. Началась история современной мультипликации.
Дальнейшие события развивались стремительно:
1895 г. – первые сеансы синематографа братьев Люмьер. «Живая фотография» завоевывает мир. Рейно забыт и разорен. Он собственными руками уничтожает свой оптический театр. Принцип действия первого в истории проектора остался не известен.
1905 г. – испанец Сегундо де Шомон открывает предметную мультипликацию. В его знаменитом «Электрическом отеле» на глазах у пораженных зрителей «помазок намыливал щеки клиенту, а за ним двигалась бритва, которая быстро и ловко выбривала ему бороду без помощи цирюльника…». К открытию покадровой съемки Шомон пришел случайно, наблюдая за мухой, по небрежности снятой на кинопленку с титрами заморского фильма.
1907 г. – карикатурист Стюарт Блектон снимает первый в мире рисованный мультфильм «Волшебная авторучка». По существу, это был рисунок под камерой.
В то же время независимо от Блектона рисовальную мультипликацию изобретают артист мюзик-холла Уиндзор Мак-Кей и художник-карикатурист Эмиль Куртэ.
 
 
Наконец, в 1912 г. В России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или война усачей с рогачами». Все роли в фильме «исполняли» засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы. При этом их движения были настолько убедительны, что Старевича принимали за гениального дрессировщика.
Детям, наверняка, будет интересно узнать, какие виды мультипликации существуют:
 
кукольная мультипликация – используются готовые куклы
 
основу рисованной мультипликации составляют иллюстрации
 
компьютерная мультипликация (весь ход мультфильма построен на принципе применения компьютерной анимации и графики)
 
персонажи пластилинового мультфильма изготавливаются из пластилина
Работа над созданием мультфильма – очень сложная, в ней принимают участие множество людей: сценаристы, режиссеры, художники, композиторы, актеры, озвучивающие персонажей и т.д.
 
Как становятся мультипликаторами?
 
 
Владислав Старевич – человек, придумавший объемную мультипликацию. Он родился в 1882 году, уроженец белорусской земли. В детстве любил наблюдать за насекомыми. Это увлечение было настолько сильным, что Владислав иногда уходил в лес и мог часами наблюдать за жизнью муравьев, жуков, пауков.
Вторым его увлечением была фотография и вообще техника. В 10 лет он сконструировал «волшебный фонарь», с помощью которого ставил первые домашние спектакли. Владислав участвовал в любительских спектаклях, рисовал афиши. Сам выпускал энтомологический журнал «Каракули и кляксы».
В 1912 г. выходит в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. Все роли в фильме исполняли насекомые, работать с которыми было очень сложно. Когда лампы нагревались, «актеры» разбегались. Тогда Владислав решил использовать миниатюрных кукол, делая их из гуттаперчи, проволоки, и воска. Он ставил жука в нужное положение – фиксировал его. Затем менял положение жука и на пол-оборота поворачивал ручку камеры. После долгих часов работы эпизод был готов, а вместе с ним на свет родилось новое искусство.
 
 
В работах Владислава Старевича жуки и стрекозы разыгрывали забавные сценки, сражались друг с другом, изображали человеческую жизнь. Публика была в восторге. При этом зрители были уверены, что режиссер сумел выдрессировать живых насекомых, настолько это было натурально. На самом деле жуки из-за яркого освещения сниматься не хотели, и Старевич двигал их искусно изготовленными копиями.
Мировая известность пришла к В. Старевичу вместе с его фильмом «Стрекоза и муравей», в котором он вновь использует куклы насекомых.
Однако у персонажей кукольной мультипликации был недостаток: «лица актеров» оставались неподвижными. В 1920 г. Старевич первым попробовал «оживить лица» своих героев. Для некоторых из них он сделал 150 масок с разными эмоциями (гримасами), у других мордочки были выполнены из мягкого материала, который под руками Старевича менял «выражение», и зрители с изумлением наблюдали проявление «живых эмоций». Старевич с такой тщательностью делал своих кукол и так виртуозно работал с ними, что складывалось впечатление, будто двигаются настоящие насекомые.
Необычный талант Старевича проявлялся во всем, что он делал в кинематографии. Например, разработал приемы съемки движущейся камерой, трюковые и комбинированные съемки, использовал фантастические спецэффекты, секреты которых не разгаданы до сих пор.
Позже Старевич работал не только с насекомыми, но и с животных и даже людей.
Подсказка четвертая. Обсуждаем мультфильмы всей семьей, играем и творчески развиваем ребенка. Зачем мы смотрим мультфильмы? «Для развлечения», – ответят многие. Но на самом деле в процессе воспитания лучших качеств взрослеющей личности важно научить детей осознанно относиться к процессу просмотра мультфильмов, анализировать содержание. Предлагайте детям после просмотра мультика ответить на вопрос: «Чему учит (или может научить) зрителей этот мультфильм?».
Для обобщения вышесказанного предлагаем небольшой перечень мультфильмов, просмотр которых поможет решить и дидактические задачи.
 
Воспитание чувств отзывчивости, взаимопомощи, терпения, поиска путей решения в различных жизненных ситуациях (мультфильм «Ох и Ах»).
 
Воспитание способности к объективному анализу своего отношения к окружающим, формирование представлений о добре и зле на конкретных жизненных примерах («Сказка о глупом мышонке»).
 
Воспитание потребности познания окружающего мира и себя в этом мире, умение видеть прекрасное, восторгаться им, беречь и ценить его, делиться этим чувством с другими, приобщая к постижению прекрасного и окружающих («Паровозик из Ромашково» и др.).
 
Воспитание бережного отношения к природе и потребности поступать по совести («Мария Мирабела»).
 
Конечно, дети расскажут, чему учат их мультфильмы, своим детским языком. Но размышлять об этом они будут только в том случае, если мы, взрослые, направим их мысли в сторону обсуждения этой важной темы. «Чтобы ребенок мог сочувствовать, его надо учить многообразным чувствам: чувству Родины, чувству родного слова, чувству юмора, чувству красивого, чувству цвета – и нравственному чувству, и чувству правды, – находим мы еще одну подсказку в трудах педагога-психолога Симона Соловейчика.
 
Подсказка пятая. Что будет дальше?
Задания, направленные на формирование умений прогнозирования. После просмотра достаточного по времени фрагмента мультфильма, делается краткая пауза для того, чтобы дети могли высказать свои предположения, как дальше будут развиваться события. Затем просмотр возобновляется, и дети с интересом наблюдают за окончанием мультфильма. Затем проводится обсуждение, чей вариант оказался ближе к оригиналу. Если задание будет иметь успех у детей, возможно составление продолжения мультфильма, которое дети могут изложить в виде устного высказывания, диафильма, рисунка, поделки и т.п.
 
Воспитательные ситуации, подсказанные мультфильмами. Детям демонстрируется фрагмент из мультфильма. Затем обсуждается предложенная ситуация с нравственной точки зрения, малыши рассуждают о поступках героев, под руководством взрослых делают вывод, вспоминая золотое правило общения: относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для ребят постарше могут предлагаться задания на припоминание эпизодов мультфильмов на различные темы: дружба и отношение к друзьям, уважение к родителям, пожилым людям, трудолюбие и помощь детей по хозяйству, отношение к учебе и др.
 
Обсуждение проблемных ситуаций. Часто дети легко замечают ошибки в поведении одноклассников, но с трудом признают свои. Поэтому, младшие школьники охотнее идут на обсуждение предложенной ситуации, как бы смотрят на нее со стороны.
В этом контексте детям может быть дана для обсуждения анекдотичная ситуация:
Маленький Миша недовольно говорит маме:
– Мама, давай купим новый телевизор!
– А чем тебе не нравится старый?
– В нем мультфильмов мало показывают…
Детям могут быть заданы вопросы: Почему мальчик хотел поменять телевизор? Что можно ему посоветовать? Сколько времени занимает у вас просмотр мультфильмов? И т.д.
 
 
Творческий подход. Младшие школьники всегда открыты творчеству. Расскажите ребенку, как можно создать рисованный мультфильм. Для этого нужно взять маленький блокнотик, и на первой странице нарисовать какой-нибудь несложный рисунок (мяч, человечка, качели, собаку и т.д.). На следующей странице (в том же месте) нужно изобразить тот же предмет, но несколько видоизменить его форму или положение (например, если на первой странице у человечка руки опущены вниз, то на второй – подняты кверху, если мяч на первой странице лежит, то на второй – он подпрыгивает и т.д.). На следующих страницах блокнота необходимо соблюдать очередность рисунков так, чтобы одинаковые картинки получились на всех четных страницах (2, 4, 6, 8 и т.д.) и на всех нечетных (1, 3, 5, 7 и т.д.). Когда иллюстрации будут готовы, можно попробовать привести картинку в движение. Для этого нужно очень быстро перелистывать страницы блокнота, и тогда будет возникать иллюзия движения фигуры на листах. Картинки можно дополнить другими фигурами, раскрасить, тогда будет еще интереснее». Так, в процессе игры можно познакомить ребят с такими понятиями как кадр, цвет, план и т.д.
 
Вспоминаем – называем. Время от времени предлагайте детям посоревноваться в том, кто из них лучше запомнил названия и содержание просмотренных мультфильмов. Например: «Кто назовет больше названий мультфильмов, созданных по мотивам сказок? Известных рассказов и стихов? Вспомните названия мультфильмов, героями которых были кот и мыши? И т.д.
 
Закончи предложение. Детям предлагается подобрать концовки к фразам:
  • После просмотра нового мультфильма чаще всего у меня возникают мысли о…
  • Когда я смотрю мультфильм, я представляю себя…
  • Когда родители объясняют мне, что нельзя смотреть все мультики подряд, я…
  • Слово мультфильм для меня значит…
  • Я считаю хорошим тот мультик, в котором…
  • Я бы хотел смотреть больше мультфильмов о…
  • Мультфильмы, которые я бы посоветовал смотреть вместе с родителями…
  • С друзьями приятно будет посмотреть мультфильм под названием…
  • Если бы я был художником – мультипликатором, я бы создал новый мультик о…
Мой любимый герой мультфильма. Обсуждая с ребенком героев любимых мультфильмов, обязательно интересуйтесь, почему ему нравится именно этот герой, какие черты характера ему особенно нравятся, чем он хотел бы быть похожим на него. Иногда оказывается, что яркий образ героя, который привлекает ребенка, при детальном обсуждении ничем ему не близок, а кратковременный интерес вызван только внешними спецэффектами, которыми так насыщены сейчас даже док фильмы, не говоря уж о современных фильмах.
 
Герои мультфильмов глазами зрителей. Дети составляют загадку: описывают портрет и черты характера известного героя мультфильма.
 
Иллюстрирование мультфильмов. Это очень распространенная форма обсуждения просмотренного. Дети создают рисунок (аппликацию, вышивку или иную творческую работу) по мотивам фильма. Важно, чтобы взрослые относились к этим работам с должным вниманием, всей семьей рассматривали работу, устраивали выставки, сохраняли на память (юный художник может указать название своей работы, дату создания, оставить автограф). Особенно интересным будет одновременное рисование по мотивам мультфильма всеми членами семьи с последующим обсуждением возникающих мыслей. Часто детям кажется, что родители не понимают их, далеки от них. Подобные семейные творческие работы помогут малышам и родителям прислушаться к мнению друг друга.
 
Ролевая игра на основе мультфильма. С целью усвоения правильных моделей поведения детям могут предлагаться ролевые игры по мотивам известных мультфильмов. Распределяются роли, обсуждается сценарий, по которому будут развиваться события. У каждого участника игры есть возможность импровизации. В организации этого творческого задания велика роль взрослого, т.к. именно он помогает детям выбрать и обсудить правильные в нравственном отношении модели поведения и не должен допустить имитации сцен агрессии и насилия, которые дети могут слепо копировать.
 
Создаем настольную игру. В настоящее время в магазинах можно встретить большое количество настольных и даже компьютерных игр, созданных с использованием сюжетов известных мультфильмов или их героев. Подобную творческую работу могут выполнить и дети под руководством родителей или педагогов. Она ведется по примерному плану: просматривание качественных анимационный фильмов с целью выбора мультфильма, по мотивам которого будет создана игра, обдумывание сюжета игры, (дети обычно называют их игра-ходилка, игра- искалка, стратегия и др.), выбор персонажей, придумывание правил игры, которые должны быть понятны всем участникам и не ущемлять ничьих интересов; создание игрового поля из бумаги, картона или других подходящих для этого безопасных материалов.
 
Семейные мультипликаторы. Интересным семейным делом может стать создание мультфильма (рисованного, кукольного, компьютерного). Сюжет подскажет жизнь семьи или любимые мультфильмы. Не забудьте запечатлеть процесс создания мультфильма на фото или видео, чтобы воспоминания дольше сохранились в архиве вашей семьи. Описанное выше творческое задание может проводиться и в виде долговременного проекта (в течение 1 месяца) «Семейная мульт-студия». Сюжет проекта основан на этапах создания мультипликационного фильма – от написания сценария до премьерного показа зрителям. Родители и дети осваивают профессии сценариста, художника, режиссера, композитора, актера, продюсера и др. В ходе работы над проектом детей необходимо включить в игровую, музыкальную, изобразительную деятельность, развивать познавательный интерес, творческое мышление, речь. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном количестве видов деятельности, развивает творческие способности, осознает целостность мира и свою причастность ко всем явлениям жизни.
 
Угадай-ка. Данное задание направлено на развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, осознанность просмотра мультфильмов. Детям предлагаются известные выказывания героев мультфильмов. Ребенок должен вспомнить, о каком мультфильме идет речь, и назвать имя героя. Примеры высказываний: «Ребята, давайте жить дружно!», «Ну, Заяц, погоди!», «Если мы не увидим первых ландышей, мы опоздаем на целую весну», «Трям – здравствуйте!», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» и т.д.
 
Любимые песни из мультфильмов. С целью обогащения внутреннего мира ребенка, эстетического воспитания родители и педагоги должны обращать внимание ребят на музыкальное сопровождение к мультфильмам, которые смотрят дети. Музыка помогает лучше усвоить главную мысль мультфильма, усиливает передаваемые чувства и приобретаемые впечатления. С раннего детства мудрые родители обращают внимание ребенка на мелодии и песни, которые звучат в фильме, поют их вместе с ребенком. В продаже можно встретить и музыкальные диски с песнями из мультфильмов. Устраивайте семейные конкурсы на отгадывание известных мульт-мелодий, пополняйте свою копилку песен и мелодий новыми хорошими композициями, используйте их во время семейных праздников, при поздравлении маленьких именинников. Пусть ваш ребенок не спешит вырасти, ведь эти чудесные музыкальные впечатления детства он пронесет через всю жизнь.
 
Новые голоса мультфильма. Заранее выбираются фрагменты из известных детям мультфильмов. Затем дети просматривают их без звука, им дается возможность обдумать (или вспомнить), о чем говорили герои в этот момент фильма. Распределяются роли. Фрагмент демонстрируется еще раз, дети выразительно, как актеры, стараются озвучить данный эпизод. Может быть следующий вариант выполнения этого задания. Дети смотрят фрагмент незнакомого им мультфильма без звука, обсуждают, о чем могла идти речь в данный момент и предлагают свое озвучивание. Затем у ребят должна быть возможность сравнить свой вариант озвучивания с оригиналом. Важно обратить внимание на то, что при создании мультфильма работают люди различных профессий и чтобы фильм получился интересным, качественным, добрым, нужна старательная работа всей команды, которая работает над фильмом.
 
В прошлом учителя и родители передавали ученику некий универсальный «комплект» знаний, умений и навыков, своеобразных подсказок на каждый день. В наше время ребенку необходимо самостоятельно уметь выбирать стратегию поведения в изменяющемся, полном соблазнов, мире. Для этого взрослые должны не упустить ни одного важного аспекта воспитания, в том числе отыскать и направить воспитательный потенциал мультипликации на благо формирования личности ребенка.
 
Использованная литература
Журавлева, О.И. Ребенок и экран. Воспитание духовности у старших дошкольников средствами кино / О.И. Журавлева. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. – М. : Первое сентября, 2000. – 496 с.

1 комментарий: