пятница, 30 мая 2014 г.

Есть мнение! Страшные и злые игрушки для детей: эксперты против! Материалы http://www.i-igrushki.ru/arxiv-nomerov/god-2013/5-2013/strashnyie-potomu-chto-zlyie.html

Страшные, потому что злые?

«Страшные» игрушки были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины — дымковской, филимоновской. Эти фигурки изображают «страшных» животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических «чудовищ» — Змея Горыныча, Тяни-Толкая.
Хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид, часто нарочито потешный, рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребёнка — всё это способствовало преодолению страхов, отражённых в деревянных или глиняных фигурках. Простота внешнего вида и содержательность образа, который несла в себе «страшная» игрушка, давали простор воображению.
Сегодня индустрия игрушек развивается совсем в ином русле. Массовое производство и потребление привело к детализации и натурализации игрушки. Устрашающий внешний вид игрушки потерял свою знаковость и стал просто одним из способов привлечения внимания. Для чего нужны страшные игрушки? Страшные игрушки были всегда. Как и другие образные игрушки, они исполняли роль посредников между внутренним миром ребёнка и внешним окружением. Если обычные, нестрашные, игрушки служат для присвоения и выражения позитивного опыта малыша, то пугающие, отталкивающие игрушки нужны для обыгрывания негативных эмоций и событий. Отражая в таких игрушках собственную агрессию и страх, дети учатся их распознавать и контролировать.
Любые мифические, сказочные персонажи представляют собой образы добра и зла. Сказка, несмотря на кажущуюся фантастичность, моделирует ситуации, с которыми малышу предстоит столкнуться в реальной жизни, учит его смелости, благородству, настойчивости. Традиционные страшные игрушки, уходящие корнями в мир волшебной сказки, служат той же цели, они являются прообразами душевной жизни ребёнка, позволяют ему «отыграть» и тем самым преодолеть свои негативные эмоции, осознать и оценить собственные дурные и добрые поступки.
Традиционные страшные игрушки существуют и сегодня. К ним относятся куклы, изображающие злых персонажей сказок: Бабу Ягу, Змея Горыныча, волка, крокодила. Их устрашающая внешность соответствует их внутренней сути: они страшные, потому что злые. В то же время каждый из этих героев имеет уникальный, порой неоднозначный характер.
Страх, который они вызывают у ребёнка, в некоторой степени условен. Каждый из этих персонажей, его внешность, характер и возможные дурные поступки хорошо известны любому малышу заранее, так же, как и способы преодоления всех этих «ужасных» качеств. Любого дракона можно обвести вокруг пальца, крокодила посадить в клетку и отправить в Африку, а с Бабой Ягой, при желании, можно даже договориться. Предсказуемость этих «страшных» героев позволяет ребёнку свободно манипулировать ими в игре, а значит, преодолевать свой страх.

К традиционным страшным игрушкам можно также отнести всевозможные устрашающие маски, карнавальные костюмы отрицательных героев, игрушечное оружие. Эти атрибуты сюжетно-ролевой игры служат той же цели, что и образные игрушки — помогают ребёнку «опредметить» воображаемую реальность, «вжиться» в желаемый образ. Так же как и кукол, традиционные страшные маски и костюмы отличает простота и узнаваемость персонажа. Чаще всего акцент делается на одну или две основные детали: крючковатый нос и острые зубы — Баба-Яга, повязка на одном глазу — пират.
Чем страшны современные страшные игрушки? Иное дело, современные «страшные» игрушки — всевозможные монстры, роботы-трансформеры, киборги, устрашающего вида животные и насекомые. Сюда же можно отнести и так называемых expression dolls, кукол с утрированными и странными выражениями лица: одни из них плачут, другие сердятся, третьи показывают язык. Некоторые имеют подчёркнутые дефекты внешности – прыщи, мешки под глазами или старческие морщины.
Обилие деталей, всевозможные технические «навороты» делают образ игрушки хотя и привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Что это за существо — человек, животное или вообще машина? Если для взрослого человека слова «мутант» и «биоробот» несут какую-то смысловую нагрузку, то ребёнку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут.
Что касается внутреннего, содержательного аспекта таких игрушек, то он полон противоречий. Большая часть подобных персонажей (Человек-паук, Шрек, Бэтмен, Ниндзя-черепашки), несмотря на свою устрашающую внешность, позиционируются как «добрые» и «хорошие». При этом их основное занятие — драки и борьба с очень похожими на них, но «злыми» героями. Такая неочевидная связь внешнего и внутреннего недоступна пониманию ребёнка. Главная опасность таких игрушек в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их чётком разделении и простой символизации в игрушке.
Покупая современную страшную игрушку, родители часто даже не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу. Ребёнок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить ребёнку и покупая ему всё новых роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая агрессивность, жестокость и закрытость.
«Страшилки» для разного возраста. Если вашему малышу нет еще трёх лет, то «страшные» игрушки могут иметь негативное влияние на его развитие. В раннем возрасте дети начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они ещё не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним.
Появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма могут серьёзно навредить ребёнку. Если вы заметили, что какая-то даже самая безобидная на вид игрушка пугает малыша, сразу уберите её. Чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.
В дошкольном возрасте, от трёх до шести лет, дети «отыгрывают» полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в это время дети наиболее восприимчивы ко всевозможным сказочным и волшебным мотивам. Воображение позволяет малышу «оживлять» любимых героев, как положительных, так и отрицательных. Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но ещё плохо умеет ею управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой.
Страшная игрушка — это ожившая сказка, мультфильм или история и, одновременно, символическое выражение собственных эмоций, страхов и переживаний. Особенно захватывающими становятся сюжеты о борьбе добра и зла, победе положительных героев над отрицательными. Для их разыгрывания у малыша может возникнуть собственная потребность в страшных игрушках. Однако даже в этом случае игра с ними должна быть под контролем взрослых.
Не стоит дарить страшные игрушки ребёнку или оставлять их «жить» в детской. Пусть они хранятся у вас и по мере необходимости вместе с вами «приходят» к малышу в игру. Играя со страшной игрушкой, вкладывая в неё свои эмоции и принимая на себя её образ, ребёнок дошкольного возраста легко «застревает» на этом негативе, игрушка как бы берёт его «в плен», не позволяя выйти за пределы заданного характера.
Избежать подобных проблем поможет ответственное отношение к выбору и покупке страшных игрушек. Если уж покупать страшные игрушки, то пусть они будут традиционными страшными игрушками. В сказочных образах отрицательных героев есть всё необходимое ребёнку: простота и целостность, глубина и психологизм, внешняя выразительность.
Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести годам. Шестилетний ребёнок уже умеет управлять своим поведением, эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Игра носит всё более формальный характер, её содержанием в большей степени становятся правила и взаимодействие с партнёром, а не сам сюжет. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка обладает «собственной» активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.
К шести годам перед детьми впервые во всей остроте встают нравственные вопросы. Социальный мир ребёнка перестает ограничиваться семьёй и ближайшим окружением. Присвоение существующих в обществе нравственных норм осуществляется в игре. И здесь игры в добрых и злых героев вместе с чтением «нравоучительных», нравственных сказок становятся одним из важнейших развивающих занятий.
Всё это позволяет рекомендовать активное использование страшных игрушек именно в этом возрасте. Хотя для детей этой возрастной группы современные монстры и чудовища уже не представляют такой опасности, предпочтение всё же стоит отдавать традиционным страшным игрушкам. Именно такая игрушка, уходящая корнями в волшебную сказку, обладает глубиной и чёткостью характера, позволяющими ребёнку вкладывать в неё собственные переживания и разрешать с её помощью свои нравственные конфликты.
Александра Романова,
педагог-психолог Московского городского
Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий