суббота, 29 ноября 2014 г.

Гендерные образы на детских каналах. Материалы http://www.goethe.de/ins/ru/lp/kul/dur/den/wei/ru4213113.htm

Подчеркнуто сексуальные девочки и самоуверенные мачо: гендерные образы на детских телеканалах


Детские телепередачи и фильмы – часть жизни каждого ребенка. Они несомненно влияют на картину мира, а также определяют детские представления о том, что такое быть девочкой или мальчиком, мужчиной или женщиной.
«Мне фильм объяснил, что я тоже много умею, – говорит десятилетняя Леони, посмотрев диснеевский сериал «Большая перемена» и фильм «Дикая банда». – Я теперь знаю, что девочкам тоже можно так делать, не только мальчикам».
Леони теперь знает, что разнообразные, цельные гендерные образы в телепередачах и фильмах могут служить ориентиром и открывать перспективы. Но, к сожалению, обычно по телевизору показывают гендерные образы другого качества. Об этом свидетельствуют результаты последнего масштабного исследования «Гендер в телепродукции, предназначенной для детей», проведенного Международным центральным институтом юношеского и образовательного телевидения (IZI) и фондом Prix Jeunesse. При участии более чем 30 авторитетных ученых из разных стран были выполнены исследования, призванные ответить на вопрос: какие образы предлагает современное детское телевидение и как девочки и мальчики на них реагируют?

Дискриминация девочек на телевидении разных стран

Medienanalyse zum Kinderfernsehen, Copyright: IZI 2008 В рамках этого самого крупного в мировом масштабе анализа детского телевидения были тщательно изучены примерно 26.500 главных героев из обычных детских программ на выдуманные сюжеты. Результат: 68 процентов всех главных героев – мужского пола, а на долю девочек и женщин приходится только 32 процента. В детских и семейных кинофильмах соотношение еще хуже: здесь женского пола всего лишь 28 процентов всех говорящих персонажей. Но критики достойно не только количественное соотношение. Проблема в том, что многие герои женского пола соответствуют извечным стереотипным типажам: прилежная хозяйка; любительница потребления и роскоши; прекрасная принцесса в ожидании принца. Однако есть и приятные исключения – сильные и сложные характеры. Это Биби Блоксберг, ведьма Лили, Пеппи Длинныйчулок или Ким Поссибл. Но, к сожалению, такие персонажи составляют всего 10 процентов от общего числа женских персонажей. А ведь именно они очень важны – что подтверждают слова Леони.

Осиные талии и слишком длинные ноги

Copyright: IZI 2008Copyright: IZI 2008

В рисованных мультфильмах – а они составляют доминирующие 84 процента всех передач на детском телевидении – наблюдается особенно проблемная тенденция: у двух из трех мультипликационных девочек такие длинные ноги и такая тонкая талия, каких в реальности нельзя достичь даже пластической операцией. Параметры фигур этих персонажей почти догоняют параметры раскритикованной Барби.
Таким образом, детям навязывается сексуализация девочек и женщин, обусловленная фантазией взрослых, в первую очередь, художников-мужчин. Результат: девочки с самого раннего возраста считают свое тело ущербным, а сексуализация становится нормой даже для девочек дошкольного возраста.

Самим детям подчеркнуто сексуальные мультипликационные персонажи не нравятся, как ясно показал репрезентативный тест: 1055 детей в возрасте от 3 до 12 лет оценивали различные варианты мультипликационных персонажей. Выяснилось, что дети однозначно предпочитают героев женского пола с детскими параметрами тела. То же предпочтение было выражено в более чем 2000 письмах с картинками, в которых дети со всего света писали на телевидение, что именно им не нравится в телевизионных образах мальчиков и девочек.

Поиск новых путей для мальчиков

Copyright: IZI 2008Copyright: IZI 2008

Необходимо пересмотреть не только образы девочек и женщин, но и образы героев мужского пола. Мужчин и мальчиков часто изображают в виде стереотипных самоуверенных мачо или веселых разгильдяев, которые ведут себя антисоциально, но в итоге все равно пользуются всеобщим восхищением. Обе этих модели привлекают мальчиков, но представляются проблемными с педагогической точки зрения. Гендерные роли, транслируемые в медиа, имеют большое влияние на детей, особенно в тех случаях, если в их семьях отсутствуют реальные образцы. Поэтому необходимо поставить перед собой ясную цель: расширить узкие стереотипные рамки персонажей. Это означает, что вечно бодрому герою нужно время и для рефлексии, а одинокому герою нужны социальные связи, иначе он не пробудет долго ни свободным, ни здоровым. Веселые разгильдяи будут пользоваться стабильным хорошим отношением к себе только в том случае, если они все же станут прилагать усилия к целенаправленной деятельности, пусть и на свой лад. Таковы варианты пути к созданию более уравновешенного портрета современного мужчины. При этом не ставится задача лишить персонажей мужского пола их силы – напротив, предлагаемые способы помогут добавить дополнительные аспекты мужественности.

Больше внимания к гендерным вопросам

Ингер Нильссон в роли Пеппи Длинныйчулок, Copyright: picture-alliance / KPAРезультаты научных исследований ясно показывают: впереди большая работа, ведь образы мальчиков и девочек в детских кинофильмах и телепередачах все еще очень часто соответствуют сугубо стереотипным представлениям. Есть похвальные исключения - такие, как «Дикая банда» и «Дикие курочки», Пеппи Длинныйчулок и Биби Блоксберг. Но эти исключения не должны заслонять собой тот факт, что необходимо уделять куда больше внимания гендерным вопросам. Тогда можно будет осознать и ликвидировать дисбаланс, расстаться с устаревшими одномерными стереотипами.

Литература по теме
Smith, S. L. (Annenberg School for Communication); Cook, Crystal A. (The Geena Davis Institute on Gender in Media):
Gender Stereotypes: An Analysis of Popular Films and TV.
S. 12-23 

Alle anderen Artikel in TelevIZIon 2008/E. Статьи в газете Института TelevIZIon, выпуск 2008/E. Дополнительная информация и рекомендации по повышению гендерной сознательности по адресу
www.IZI.de.

Д-р фил. Майя Гётц
Руководитель Международного центрального института юношеского и образовательного телевидения (IZI) при телерадиокомпании Bayerischer Rundfunk и руководитель фонда Prix Jeunesse International, главный редактор издания TelevIZIon и приглашенный преподаватель учебных заведений, в том числе Мюнхенского института кино и телевидения (HFF). Copyright: Goethe-Institut e. V., Online-Redaktion
Mарт 2009

 
Ссылки по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий