пятница, 27 июня 2014 г.

Есть мнение! Виды кибер-агрессии.

Виды кибер-агрессии

По материалам: Алистратова Е.Ю. Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики. // NB: Психология и психотехника. — 2014. - № 1. - С.39-54. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.1.11636. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_11636.html
 

Виды девиантного кибер-поведения

Как социально-психологический феномен, кибер-агрессия многими авторами (Chibbaro, 2007; Kowalski, Limber, 2007; Patchin и Hinduja, 2008; Slonje и Smith, 2007; Walrave, Heirman, 2011; Внебрачных В.А.; Ксенофонтова И.В.; Солдатова Г.И; и др.) рассматривается как девиация и имеет множество форм, основными из которых выступают троллинг, кибербуллинг и астротурфинг.
Термин «троллинг» возник не в научной сфере, а закрепился среди участников виртуального общения. В переводе с английского «троллинг» обозначает «ловлю на блесну», и выбор именно этого термина, возможно, связан с манипулятивным подтекстом виртуальной провокационной деятельности. Также, существует другой взгляд на происхождение обозначения изучаемого феномена: тролли в славянско-германской мифологии – это злобные, неприятные, уродливые существа, истинно желающие причинять вред всем без исключения, а «тролли» виртуальные своей деятельностью наносят участникам кибер-коммуникации вред как минимум эмоциональный. Благодаря созвучию этих слов данные понятия устойчиво и надежно закрепились, и хотя предпринимались попытки дать этому феномену другое название [4], поддержки они не получили.
По мнению И.В.Ксенофонтовой, «троллинг – это написание на форумах неприватного общения пользователей Интернета провокационных сообщений, зачастую с оскорбительным содержанием, с целью вызвать конфликт» [4]. В.А.Внебрачных отмечает, что данный феномен можно охарактеризовать как «процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия» [1]. Джудит Донат (1999) трактует троллинг как «игру в подделку личности, при этом никто, кроме играющего, о ней не знает». Существует мнение О.Чвановой (2008), что троллинг – это «энергетический вампиризм». В данном случае тролль, создавая специальные условия для поведения своей «жертвы», добивается от нее определенной эмоциональной реакции. Необходимый эмоциональный ответ тролль использует для удовлетворения своих «садистических наклонностей» от наблюдения за негативными аффективными вспышками объекта кибер-агрессии [6].
Анализ современных исследований по проблеме троллинга позволил нам выделить следующие особенности данного феномена:
  • во-первых, троллинг всегда содержит компонент манипулятивного поведения со стороны агрессора,
  • во-вторых, цель троллинга – получение ответной, зачастую негативной реакции со стороны объекта агрессии, т.е. жертвы,
  • в-третьих – получение удовольствия от процесса троллинга,
  • в-четвертых, эта форма агрессивного поведения может проявляться исключительно в виртуальном пространстве, что подразумевает отсутствие возможности физического и визуального контакта между агрессором и жертвой.
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что троллинг как социально-психологическое явление негативно влияет на виртуальную коммуникацию в целом, так как каждый пользователь сети Интернет может подвергаться нападкам сетевых агрессоров. Троллинг, являясь агрессивной манипуляцией, целью своей ставит порождение ответной негативной реакции конкретной аудитории, от нескольких пользователей до целых сообществ. Невозможность физически отреагировать провокационным действиям тролля, неспособность «отомстить» может стать причиной психоэмоциональной дестабилизации «жертв». Наибольшей опасностью в данной ситуации является возможный перенос досады и раздражения «жертвы» тролля на реальных людей, нарушающий межличностную коммуникацию вне виртуальной жизни в виде скандалов, ссор и т.д.
Следующая форма кибер-агресии – это астротурфинг, использующая сложное программное обеспечения на интернет-форумах(боты, множественные фейковые аккаунты, встроенные баннеры скрытого рекламного характера и т.д.). Астротурфинг – это систематизированное, организованное влияние на мнение виртуальной аудитории с целью искусственно создаваемого, навязываемого «общественного мнения» в свою пользу. Цели астротурфинга различны: политические, экономические, идеологические, вплоть до радикальных, общественно опасных (к примеру, пропагандирование идей расизма, насилия, прививание культуры приема наркотических средств и т.д.). Астротурфинг в настоящее время – это довольно процветающий бизнес.
Еще одной формой кибер-агрессии является кибербуллинг (агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени, в отношении жертвы, которая не может легко защитить себя) (Smith et al., 2008). Кибербуллинг ( от англ. bull — бык, с родственными значениями «задирать, придираться, травить») - разновидность виртуального террора, но, в отличие от троллинга, где агрессия варьируется от скрытых провокаций до откровенных оскорблений, данный феномен отличается ярко выраженными антисоциальными, насильными действиями: шантаж, угрозы физической и психологической безопасности, похищение личных данных, издевательства, и т.д. Данное явление привлекает пристальное внимание многих зарубежных и отечественных исследователей в области интернет-агрессии, поскольку обладает катастрофическими последствиями для безопасности личности. Кибербуллинг становится проблемой, грозящей психическому, эмоциональному и порой физическому здоровью пользователей сети Интернет, с широким диапазоном последствий от избегания социальных контактов в реальной жизни, снижения академической успеваемости учащихся, до нарушений пищевого поведения, возникновения депрессивных состояний и даже суицидальных намерений (Srabstein, Berkman, Pyntikova, 2008; Ybarra, Mitchell, 2004; Chibbaro, 2007; Klomek, Marrocco, Kleinman, Schonfeld, Gould, 2007; Mason, 2008; и др.) [11]. Как правило, кибербуллинг распространен в подростковой и молодежной Интернет-среде и не специфичен для более старших пользователей кибер-пространства, причем как инициаторами, так и жертвами в равной степени становятся именно подростки (Patchin и Hinduja, 2008; Walrave, Heirman, 2011).
По мнению Krawford, кибербуллингом занимаются лица, которые совершают девиантные поступки или однажды были сами подвержены жестоким интернет-атакам и издевательствам в реальной жизни; как отмечает Сара Николь, «это их собственные проблемы, Интернет не создает хулиганов» [13]. Это подтверждают результаты многочисленных исследований (Kowalski, Limber, 2007, 2007; Li, 2007; Patchin и Hinduja, 2008 г.; Slonje и Smith, 2007; Vandebosch и др., 2006), в которых доказывается, что «главным предиктором кибербуллинга является собственный опыт виктимизации» [12].
Отмечено, что те, кто занимается кибербуллингом, недооценивают степень делинквентности своих действий и с учетом возможной анонимности не предполагают какую-либо ответственность за свои поступки (Patchin и Hinduja, 2008).
На наш взгляд, по факторам возникновения Интернет-агрессию можно разделить на проактивную и реактивную. В первом случае агрессия проявляется в использовании противоречивых сообщений, провокаций, или же оскорбительных прямоагрессивных действий, фраз, направленных на вызов определенных эмоций реактивного характера, прежде всего возмущения, гнева, ответной агрессии, т.е. своеобразная «игра на чувствах» своих оппонентов. Цель такой стратегии – вызвать реагента на диалог для того, чтобы усилить произведенный эффект и достичь определенного результата. Таким образом, инициатору Интернет-агрессии важен элемент предсказуемого поведения реагента – т.е. его реактивного поведения в Интернет-пространстве. Реактивная Интернет-агрессия проявляется вспышками гнева, недовольства, раздражения в ответ на провокационное поведение других пользователей. По мнению Ерзина А.И., «с проактивным подходом к оценке поведения <…> человек перестает рассматриваться как объект воздействия комплекса различных факторов. Через осознание причин своего поведения, через выявление связи между поступками и убеждениями, принципами и установками, через восприятие своей судьбы как подвластной собственному контролю – человек может регулировать свою поведенческую активность» [2], что объясняет и подтверждает активную позицию тролля как инициатора кибер-агрессии.
Вышеперечисленные виды кибер-агрессии не исчерпывают данный феномен, однако, их опасность для сетевого сообщества очевидна. Широкое распространение Интернета в мировом пространстве, глобальное вовлечение все большего количества людей, в частности подростков, в сетевое взаимодействие и их участие в различных форумах создает благоприятную почву для повсеместного распространения троллинга, астротурфинга и кибербуллинга. Учитывая, что зачастую персонификация и регистрация носит лишь формальный характер, анонимность и ощущение безнаказанности служат пусковыми механизмами делинквентного поведения в кибер-пространстве. Как отмечалось ранее, чаще всего нападкам Интернет-хулиганов подвергаются дети и подростки, легко поддающиеся манипулятивным уловкам, ведомые и малозащищенные в кибер-пространстве. Порой подобная неспособность противостоять троллингу и кибербуллингу может привести к таким негативным последствиям, как, например, снижение социальной активности в реальной жизни, или даже депрессиям, а присущая подросткам и детям доверчивость и наивность выгодна кибер-агрессорам, пропагандирующего модность и безопасность употребления легких психоактивных веществ.
Подчеркнем, что троллинг и кибербуллинг зачастую очень сходны по своему содержанию. Оба феномена имеют схожие цели – получение удовольствия от негативных реакций своей жертвы.
Профилактика негативных последствий кибер-агрессии
Данные виды деликвентного поведения должны регулироваться на правовом уровне. В настоящее время в России создается множество программ, посвященным проблемам безопасного использования сети Интернет для детей и подростков, информирующих об этом опасном явлении, включая сведения о способах противостояния кибер-агрессии, так и оказывающих психологическую поддержку жертвам кибер-агрессии. К примеру, в 2008 году при участии Общественной палаты РФ был создан Национальный Узел Интернет-безопасности в России – центр общественной и профессиональной деятельности по повышению уровня защищенности детей от опасностей Интернета. Данная государственная структура проводит аналитическую, просветительскую деятельность, оказывает онлайн-жертвам психологическую помощь по телефонам горячей линии [5]. В данном направлении существует и онлайн-сервис «Дети России Онлайн», предоставляющий информацию о возможных опасностях интернет-серфинга детской и взрослой аудитории пользователей сети Интернет.
В то же время эффективности программ подобного рода бывает недостаточно, и рост числа подвергшихся кибер-агрессии не уменьшается. В рамках исследования программы «Дети России Онлайн» было опрошено 2050 детей и подростков и выявлено, что каждый пятый ребенок, пользующийся Интернетом, был хотя бы единожды жертвой кибербуллинга, при этом 11% детей подвергаются этому почти каждый день [9].
Для обеспечения безопасности, в первую очередь, необходимо информирование детей, подростков и их родителей об угрозах интернет-агрессии, о ее влиянии на реальную жизнь. Данной работой следует заниматься различным социальным организациям, в частности школе. Просветительская работа должна наглядно демонстрировать детям и подросткам, что им может угрожать во время интернет-серфинга и взаимодействия с участниками социальных сетей. Родителям подростков необходимо предоставлять информацию о том, как помочь их ребенку справиться с последствиями интернет-агрессии, а также каким образом на техническом уровне обезопасить использование Интернет-технологий.
Заключение
Многообразие форм кибер-агрессии, их степень опасности для виртуального общества обусловлены целями, которые преследуют Интернет-агрессоры, их мотивами и установками, а также такими факторами, как анонимность и ощущение безнаказанности. Мы убеждены, что корни кибер-агрессии взаимосвязаны с девиантностью в реальной жизни.
Одним из перспективных направлений дальнейшей работы нам представляется изучение мотивов, установок и свойств характера кибер-агрессоров как предикторов, обуславливающих возникновение социально-опасных форм поведения в Интернет-пространстве. С учетом специфики взаимодействия людей в социальных сетях, необходим новый подход к изучению агрессивной личности, включая разработку соответствующего психодиагностического инструментария, а также эффективных методов коррекции и профилактики кибер-агрессии.
Библиография
1.
Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах. // Вестник Удмуртского Университета. – 2012.-№1. – С. 48-51.
2.
Ерзин, А.И. Агрессия как форма проактивного поведения. // Вестник Оренбургского Государственного Университета. – 2013.-№ 2 (151). – С. 77-80.
3.
Карасик, В.И. Язык социального статуса // М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992.-330 с.
4.
Ксенофонтова, И. В. Специфика коммуникации в условиях аноним-ности: меметика, имиджборды, троллинг // Фольклор и Интернет. Сборник статей. — М.: ГРЦРФ, 2009. — С. 285-293.
5.
Парфентьев, У. Опасный контент в Рунете по данным Национального Узла Интернет-безопасности в России // Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. Информационный бюллетень Года Безопасного Интернета в России. Вып. 1. М., 2009. – с.39 – 43.
6.
Семенов, Д.И., Шушарина, Г.А. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8. – с. 135 – 136.
7.
Смирнов, А.А. Виктимологическая профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемых с использованием сети интернет // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. № 11-Омск, 2012.-С. 37-45
8.
Солдатова, Г. ,Кропалева, Е. Особенности российских школьников как пользователей интернета // Интернет в образовании. Материалы международной научно-практической заочной конференции, 12 октября 2009 г. – 1 апреля 2010 г. М.: Издательство СГУ, 2010., с.475-489.
9.
Солдатова Г., Зотова, Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладания // Образовательная политика. — 2011. — № 5 (55). — С. 48–59.
10.
Хуторной, С. Н. Специфика общения в Интернете // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – 2011. – № 4. – С. 100-103.
11.
Gable R., Snakenborg J., Van Acker R. Cyberbullying: Prevention and Intervention to Protect Our Children and Youth // Preventing School Failure, 55(2), 88–95, 2011
12.
Heirman, W., Walrave, M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration / CHILDREN & SOCIETY VOLUME 25, (2011) pp. 59–72.
13.
Maher D. Cyberbullying: An ethnographic case study of one Australian upper primary school class / Youth Studies Australia, № 4, 2008, рр. 50 – 57
14.
Ерзин А.И. Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов // NB: Психология и психотехника. - 2013. - 3. - C. 326 - 337. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.3.640. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_640.html
15.
Э.Ф. Червинская-Якимюк Общая теория напряжения Роберта Агню и её интерпретационные возможности по отношению к преступности среди молодёжи // Психология и Психотехника. - 2013. - 5. - C. 466 - 472. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7975.
16.
А.И. Ерзин Проактивные личностные ресурсы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения, находящихся на восстановительном лечении // Психология и Психотехника. - 2013. - 9. - C. 889 - 896. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9233.
17.
Чвякин В.А. Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская деятельность. - 2014. - 1. - C. 55 - 68. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.1.11033.

Комментариев нет:

Отправить комментарий