пятница, 27 июня 2014 г.

Есть мнение! Психология подростковой агресси в Сети. Материалы http://www.yburlan.ru/biblioteka/detskaya-agressiya-v-seti

Агрессия подростков в сети

Кто-то считает, что Интернет — это зло, для кого-то он просто глупость, для другого — не более чем инструмент, а для некоторых — это единственное спасение, мир, куда можно сбежать от жизни, которая приносит страдания. Такой родной, привычный и практически безупречный.
Дети, подростки — они осваиваются на просторах Большой Сети гораздо быстрее, чем старшее поколение. Они растут одновременно в двух мирах, воспринимая их одинаково реальными, и также реально воспринимая себя в них.
Пытаясь оградить своего ребёнка от негативных сторон Интернет-свободы, каждый родитель старается контролировать виртуальные возможности своего чада, что даётся с большим трудом в из-за постоянно расширяющихся возможностей технологий и безусловно более глубоких познаний наших детей в онлайн-мире.
Часто родители даже не подозревают о большей части виртуальной жизни своего ребёнка или смотрят на это сквозь пальцы, считая детскими шалостями или подростковым бунтарством. «Уж лучше пусть рисует черепа в Интернете, чем курит травку за забором», — думают многие родители, не воспринимая всерьёз сетевую агрессию своего ребёнка.

А ведь для него эта жизнь даже более реальная, чем настоящая… Для него это не очередное «чудо техники», вошедшее в нашу уже сложившуюся жизнь, а реальная часть этой жизни, настоящий существующий по своим законам мир, где в некоторых случаях жить даже лучше и проще, чем в реальности быта.
Современные поколения детей проходят социальную адаптацию среди сверстников в детских коллективах и точно также научаются адаптироваться в обществе социальных сетей и сообществ Интернета, проявляя себя и самоутверждаясь по законам двухмерной виртуальной реальности.
Такая двойная социальная адаптация — совершенно нормальный процесс, адекватный современному развивающемуся обществу. Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни, что полностью соответствует эпохе высоких технологий, скоростей и комфорта потребления.
При всех своих глобальных возможностях, соблазнах и полном отсутствии ограничений мир Большой Сети — это всего лишь инструмент, и то, как именно мы пользуемся им, как проявляем себя в виртуальном мире, говорит в большей мере о нас самих, чем о самом Интернете.
Именно анонимность, полная свобода выбора во всём и отсутствие Интернет-законов даёт возможность проявить себя так, как вряд ли кто решится в обычной жизни. Под маской аватара намного более ярко и отчётливо проявляются все психологические состояния, которые переживает любой подросток, становятся очевидными его отношения с окружающими людьми и всем миром.
 И это также является естественным проявлением жизни современных подростков. даже в онлайн-играх нет ничего плохого, пока они не становятся единственным прибежищем для ребёнка, который теряет любые внешние контакты, и выход из своей ракушки наружу, во внешний реальный мир, воспринимается как вынужденный и болезненный процесс.
Вот это уже говорит о проблеме, однако, сталкиваясь с такими моментами, родители тут же видят причину в самом Интернете и пытаются её решить путём лишения ребёнка этого способа самопроявления.
Чего можно добиться таким решением, и почему невозможно полностью изолировать подростка от Интернета?
О чём на самом деле говорит детская агрессия и жестокость в Сети?
Что же происходит в психике подростка, если Интернет для него становится местом побега от болезненной реальности?
Тем, кому нужны ответы - сюда…
 

Психология подросткового он-лайн агрессора

Интернет используется как вспомогательный элемент во всех слоях общества всё больше и больше. Более старшее поколение осваивает его просторы с бóльшими усилиями, нежели младшее, а современные дети словно имеют врождённое знание и понимание законов существования двухмерной реальности — настолько гармонично и просто они адаптируются в виртуальном мире.
Доступ в Интернет уже давно не ограничен только компьютером — телефоны, планшеты, даже плееры и другие гаджеты имеют возможность выхода в Большую Сеть, во многих общественных местах предусмотрена свободная Wi-Fi-зона. Интернет становится насущной необходимостью для обыденной жизни современного человека. Во многих учебных заведениях используются варианты онлайн-обучения, прохождения виртуальных тестов и проверка успеваемости. Такова современная жизнь, мы проходим естественные этапы развития человечества, как бы мы к ним не относились.
Поэтому даже обвиняя во всех грехах влияние Интернета на ребёнка, никакой родитель не в состоянии изолировать своё чадо от виртуального мира.
А нужно ли?
Если Интернет — это неотъемлемая часть общественной жизни, то, пытаясь убрать эту часть из жизни ребёнка, мы лишаем его возможности научиться адаптировать эту реальность. Нельзя вырастить ребёнка за высоким забором собственного дома и ожидать впоследствии от него крупных жизненных свершений или счастливого существования в современной среде. Социальному неадаптанту невозможно найти своё место в обществе, каким бы талантливым и способным он не казался в тепличных условиях семьи.
Двухмерность виртуального мира имеет две составляющие — звук и картинку. Именно поэтому Интернет как способ проявить себя актуален в большей мере для представителей двух верхних векторов из квартели информации — звукового и зрительного, хотя пользуются Интернетом практически все в соответствии с индивидуальными потребностями и приоритетами.
Два других верхних вектора — оральный и обонятельный — не находят здесь возможности воспользоваться своими главными сенсорами, отвечающими за обоняние и вкус, поэтому даже если и попадают на Интернет-просторы, то не задерживаются здесь надолго, и тем более не уходят в виртуальные глубины с головой.
Звук и зрение по-разному ведут себя в Сети: всё зависит от уровня развитости и реализации векторальных свойств, а также от сочетания звукового и зрительного векторов с другими векторами.
Зрительный вектор занимает внешнюю часть квартели информации и является по своей натуре экстравертом. Наряду с разноцветием и огромным количеством картинок и зрительных эффектов в Сети, его интересует общение и создание эмоциональных связей. Именно зрительники заводят в Интернете друзей и даже виртуальные романы, но не менее часто находят «родственные души» на другом конце планеты и представители звукового вектора.
Обладатель зрительного вектора вполне способен влюбиться в человека, которого никогда ранее не встречал, домысливая недостающие для полного образа детали самостоятельно, влюбляясь в картинку. В звуковом же варианте происходит духовное сближение, основанное на общности мышления, интересов и взаимопонимания даже без зрительного контакта и «живого» общения.
Подростки со зрительным вектором, развитие которого всё ещё остаётся на самом низком уровне, находят удовольствие в ощущении страха — это большие любители фильмов ужасов, страшных картинок с изображениями диких зверей, кровавых картин смерти, похоронной или кладбищенской атрибутики. Самопуганием в Интернете они пытаются наполнить эмоциональные нехватки в зрительном векторе, а интерес к смерти обусловлен самым древним и сильным для зрительника страхом смерти.
Кровавые сцены в их блогах могут соседствовать с эмоциональными строчками стихов или прозы, говорящих о чувствах любви и смерти одновременно, описывающих даже красоту смерти во всех красках.
Все сообщества и форумы готов, эмо и тому подобных подростковых движений — это проявления зрительных нехваток, выливающихся в желание пощекотать нервы, ощутить страх как элементарное чувство, наполняющее зрительные потребности на самом невысоком уровне.
Подавляющее большинство постоянных жителей Большой Сети — это представители звукового вектора. Они создали этот мир, населяют и развивают его, вовсю используя для работы, для связи друг с другом и, безусловно, для самовыражения, находя здесь либо желанную тишину, либо звуки музыки (от классики до тяжёлого рока), возможность беззвучного общения на своём языке с такими же, как они сами, или применения своих способностей в программировании, создании сайтов, оптимизации, других онлайн-специальностях или письменном творчестве. Вариантов проявить себя в Интернете для звуковика великое множество.
Проявления откровенной агрессии, ненависти ко всему миру и жестокости среди детей-подростков могут наблюдаться внутри архетипичного детского мира, в том числе и в виртуальном его варианте.
Что это значит?
Существование детской стаи даже на современном этапе развития человечества регулируется животными законами, в которые понятия культуры, морали и нравственности только начинают вливаться в процессе социальной адаптации. Первично — первобытная стая, где каждый осознаёт своё место согласно ранжированию и «примеряет» на себя свою видовую роль. В этом процессе на первый план выходят нижние вектора — кожный, уретральный, мышечный или анальный — как определяющие ранг их представителя в человеческой стае посредством феромонов.
Именно обладатели доминантного звукового вектора чаще других становятся изгоями или объектами для насмешек и преследований в жестоких детских коллективах. Тихие, задумчивые, немногословные, погружённые в себя, они выглядят не такими, как все, что вызывает непонимание и часто отторжение.
Испытывая давление во внешнем враждебном мире, звуковой подросток может вымещать свою ненависть в жестоких онлайн-играх, во взламывании школьного сайта и других аналогичных действиях. Кроме того, в Интернете нет и не может быть ранжирования, это мир, в котором не работают животные законы, основанные на запахах, это просто невозможно. Это ещё одна причина, по которой виртуальный мир более привлекателен для звуковиков, — здесь ему проще проявить своё превосходство, это его, звуковой мир. В большинстве случаев проблема отношений со сверстниками решается со временем, и подобные проявления проходят.
Если виртуальные погружения происходят всё чаще и глубже, а подросток просто теряет связь с реальным миром и отказывается выходить на контакт, застревая в Интернете сутками напролёт, это уже говорит о психологической проблеме, корень которой в особенностях звукового вектора, его проблемных состояниях, но никак не в наличии доступа в Интернет.
Такое популярное выражение как виртуальная игровая зависимость, не определяет сути происходящего. Побег от ранящей реальности обычного мира на просторы Большой Сети — это способ избежать боли, но Интернет здесь играет роль исключительно инструмента, а не причины. В роли такого инструмента для звуковика может быть и религиозная секта, эзотерическое течение, а в более тяжёлых случаях, к сожалению, становятся наркотики. В любом случае первичная причина в психологических нехватках, вызывающих депрессивные состояния и толкающих звуковых подростков на поиски любого способа их наполнить. Именно с такими состояниями связаны случаи тяжёлых депрессий и даже детского суицида.
Понимание различных состояний звукового вектора, его потребностей и стремлений, абсолютно чуждых и непонятных представителям всех других семи векторов, даёт возможность разобраться в истинных причинах агрессивного поведения ребёнка в Интернете. Мы видим только результат тех процессов, которые происходят в психическом звукового ребёнка, его апатию, отстранённость, потерю контакта с внешним миром и уход в мир виртуальных игр, где сам Интернет является просто местом побега из болезненной реальности, но никак не причиной такого поведения.
 
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий