Как вязаные детские площадки завоевывают мир
Автор: Дарья Бычкова
Когда думаешь о детской площадке, сразу представляется набор игровых элементов: горка, песочница, качели. Но что, если вся площадка — это единое разноцветное нечто, в котором можно прокладывать лаз, прятаться в норе и просто прыгать, как на гигантском батуте? Настоящие вязаные площадки-паутины, появившись в Японии, начали распространяться по всему миру и теперь пользуются популярностью не только у детей, но и у взрослых.
Фотография:
Museo d’Arte Contemporanea Roma
Museo d’Arte Contemporanea Roma
Кто придумал
Тошико Хориучи Макадам — одна из ведущих художниц Японии, начавших в 1970-х на волне переосмысления качеств текстиля развивать направление fiber art, и одна из немногих, использующих технику вязания в своих работах. Выставляя своё произведение «Многослойный гамак №1», Тошико добродушно разрешила паре неугомонных мальчишек поиграть в её вязаной скульптурной инсталляции. Наблюдая за ползающими в вязаном полотне детьми, художница заметила, что текстиль начинает жить новой жизнью: он раскачивается, растягивается под весом ребенка и предаётся неожиданным трансформациям.
В то время Тошико преподавала в одном из токийских институтов и, вдохновленная опытом прошедшей выставки, вместе с двумя своими студентками начала детально изучать феномен детской игры. В течение трёх лет они регулярно посещали парки и игровые площадки в центре японской столицы. Результат оказался неутешительным: в то время правительство направляло все свои силы на развитие экономики, и немногие понимали, какое влияние оказывает на дальнейшую жизнь человека детство, проведенное среди высотных домов, с просмотром телевизора как главной формой досуга.
Художница не остановилась на одних лишь исследованиях: в 1971 году на собранные от подработки дизайнером деньги она закупила материал, связала разноцветную скульптуру, легко поддающуюся трансформации, и подарила её одному из городских детских садов. Второй экземпляр вскоре появился в экспозиции Национального музея современного искусства в Киото. Обе работы были изготовлены из придуманной японскими учёными витой нейлоновой нити — она не портится от влажности и долго служит, единственный её недостаток — ограниченные возможности формообразования.
В 1979 году Тошико была приглашена известным японским ландшафтным архитектором Фумиако Такано для совместной работы над территорией строящегося тогда Национального парка в Окинаве — так три вязаные интерактивные скульптуры появились в открытом общественном пространстве.
Проект Netplayworks
В 1990 году Тошико с мужем Чарльзом Макадамом основали на его родине в Новой Шотландии (Канада) компанию Interplay Design and Manufacturing, а в Японии — Interplay Japan с целью развития концепции «игровых скульптур» на коммерческой основе. Их первым проектом стал «Радужный гамак» в Национальном парке Токио, представляющий собой парк внутри парка.
Через некоторое время в Детской долине Национального парка Такино-Судзуран (Саппоро, Япония) появилась ещё одна игровая скульптура Rainbow Net («Радужная сеть»), произведённая в тесном сотрудничестве с конструкторами и инженерами из TIS & Partners и ландшафтными архитекторами из Takano Landscape Planning. Чертежи и тестовые образцы гигантской площадки изготавливались вместе с Хорихиде Имагава, одним из выдающихся японских инженеров — оценке рисков в игровой среде в этом проекте уделялось особое внимание. Разработчики строили тестовые модели будущего проекта в различных масштабах — главный вопрос был в том, чтобы проследить, как меняется поведение нити, когда цельная сетчатая структура увеличивается в размере. Во время финального монтажа Тошико вязала по 10 часов в день. Усилия были вознаграждены сполна: на площадке ежедневно играли сотни детей.
За ним последовало изготовление игровой скульптуры Knitted Wonder Space («Вязаное волшебное пространство») для Открытого музея Хаконе, потребовавшей 650 килограмм нейлона, год кропотливой работы и даже возведение отдельного здания — гигантского купола длиной 26 и шириной 20 метров, покрытого дерном и имеющего подземные ходы.
Тошико Хориучи Макадам
Художник
Ребёнок проводит первые 9 месяцев своей жизни в тепле материнского чрева. Во многих культурах после рождения он ещё некоторое время покачивается в мягкой колыбели. Созданные мной вязаные пространства, подобно колыбели, напоминают материнское покачивание: эластичная мембрана чувствительна даже к лёгкому движению ребенка и способна пружинить, возвращая потраченную детскую энергию обратно. Волнообразные движения сетки позволяют объединять игру каждого отдельного ребенка в общую игровую линию и побуждают ребятишек к общению — так возникают новые способы детской игровой интеракции, а старшие начинают помогать самым маленьким. Зачастую даже после 3-4 часов ползания в радужной сетке ребенка трудно из неё выманить.
Когда дети оказываются в игровом окружении, которое не задействует их креативный потенциал, не бросает определённого вызова и не рождает интереса, дети начинают испытывать скуку и зачастую ломают что-то из окружающих предметов. С другой стороны, дети по своей природе очень внимательны и осторожны, и если же мы сможем обеспечить детям игру в интересной среде, спроектированной так, что они сами могут оценить риск (поверьте, дети на это способны), они вряд получат травму, но будут играть часами напролет. Проблема скорее в родителях — они зачастую забывают, что такое быть ребёнком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий