Проблема агрессивных игрушек и их влияние на поведение
детей дошкольного возраста
Мазовецкая Н.М.
На сегодня проблема повышенной агрессивности у детей является одной из наиболее обсуждаемых среди психологов и педагогов. Однако, действительно ли ситуация так сложна, как о ней говорят, или же речь идёт о прямых последствиях всеобщей акселерации и, как следствие, естественном поведении детей. Здесь мы видим непосредственную задачу психологов-практиков, которая заключается в диагностике не только поведенческой активности детей, но так же и в изучении проблемы агрессивности в контексте игр и их средств - игрушек.
Термин «агрессивные игрушки» довольно распространён в научных кругах, однако официального и единого определения ему на данный момент нет. Под термином «агрессивные игрушки» понимают средства игровой деятельности, которые по своей форме, сути или предназначению могут подвигнуть ребёнка на агрессивные действия либо же вызвать сходные чувства: страх, тревогу и пр. Наглядными примерами таких игрушек могут быть как прямые концентраторы агрессивности (автоматы, пистолеты, ножи, …) так и скрытые (монстры, супер-герои, и т.д.). Вовлекая такие объекты в игровую деятельность, ребёнок может проигрывать сцены агрессии, подражая увиденному в мультфильме, либо услышанному из сказки[2,3].
Главным аргументом против агрессивных игрушек служит теория о том, что проигрывая сцены с элементами агрессии, ребёнок может принять такую модель поведения как правильную и допустимую. Таким образом, агрессивность ребёнка возрастает, а игра из способа вымещения агрессии становиться средством её аккумуляции.
Однако, большинство психологов всё же склонно полагать, что разрешая ребёнку играть с агрессивными игрушками, мы не только снижаем его уровень агрессивности, но и позволяем сделать необходимые выводы относительно допустимости использования инструментов агрессии по отношению к другим[4]. Более того, потребность ребёнка в задействовании именно агрессивных игрушек может указывать на то, что у ребёнка уже есть склонность к агрессии, и играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность, снимая напряжение. Так известно, что среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
· недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
· сниженный уровень саморегуляции;
· неразвитость игровой деятельности;
· сниженную самооценку;
· нарушения в отношениях со сверстниками[1].
Таким образом, проблема использования агрессивного инструментария игровой деятельности может быть не причиной, а следствием повышенного уровня агрессии у дошкольника. И в таком случае психологу-практику необходимо отчётливо понимать, в каких ситуация эта черта может наиболее ярко проявляться, исходя из возрастных особенностей личности.
Хузеева Г.Р. и Смирнова Е.О. выделяют 5 ситуаций, провоцирующих агрессивность детей:
· Привлечение к себе внимания сверстников (Мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
· Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (Заметив, что у партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
· Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
· Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
· Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками)[5].
Исходя из этого, можно отметить, что проблема агрессивных игрушек и агрессивности в целом могут быть как двумя противоположностями, так и цельным феноменом, что подчёркивает необходимость детальных исследований и воздержания от поверхностных суждений о характере данной проблематики.
Литература
1. Бурменская Г.В., Истратова О.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14 "Психология". М. 1997. N 3. С. 91.
2. Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1999. - 464 с.
3. Истратова О.Н. Анализ эмоциональной сферы личности дошкольника и возможных; причин его агрессивности // Материалы всероссийского научного симпозиума "Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 186 с. С. 111 - 115.
4. Истратова О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление в социальных и экономических системах". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. N1 (7). 319с. С. 43-48.
5. Хузеева Г.Р. Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии, 1996, № 3, с. 5-14.
Комментариев нет:
Отправить комментарий