вторник, 2 декабря 2014 г.

Эко-образование в корейском детском садике. Материалы http://letidor.ru/article/kak_vse_ustroeno_eko_obrazovan_114981/

Как все устроено: эко-образование в детском саду Кореи


Как объяснить ребенку 3-5 лет, что природные ресурсы не бесконечны, запасы пресной воды могут иссякнуть в ближайшие несколько десятилетий? А самое главное, как донести до него, что это все не просто «истории» из книжек и фильмов, а мир, в котором ему жить и которому он может помочь? Оказывается, сделать это можно. Главное, чтобы взрослые считали эти вопросы действительно важными. 

«Болеет земля – болею и я» – так называется книжка, которую недавно принес из садика мой пятилетний сын. В одном этом простом названии, по сути, заложено все то, о чем можно говорить долго и очень сложными словами. Книжка почти целиком состоит из картинок, поясняющего текста немного, но он хорошо продуман.
 



Курс экологического образования является частью обучающей программы для детей в группе 4-5 лет, обычного среднего южнокорейского детского сада, куда ходят мои дети. К книге прилагается рабочая тетрадь, в которой дети раскрашивают, клеят наклейки и отвечают на вопросы. Все занятия направлены на лучшее запоминание и понимание содержания курса. 
Надо заметить, что одинаковой программы и единых, утвержденных пособий для всех детских садов здесь нет. Поэтому «за всю Корею» я не скажу. Тем более, что в стране очень много частных детских садов со специальными программами. Пожалуй, единственной обязательным курсом любого детского дошкольного учреждения являются тренинги по технике безопасности. Дети чуть ли не с двух лет знают, куда звонить в случае пожара, как переходить улицу и что делать, если ты потерялся. 
Тем не менее, в каждом детском саду ведется общий курс, в рамках которого детям рассказывают об очень разных вещах. Тут тебе и природоведение, и история Кореи, и основы научных знаний (скажем физики), и в том числе, обязательно часть программы будет посвящена экологии. 
На самом деле, мы все учили что-то подобное в школе. Но, к сожалению, многие школьные курсы для учащихся ограничиваются прочтением учебника и «сдачей» пройденного материала. Как только контрольные написаны, все знания по темам немедленно «сдаются» на хранение в самые отдаленные уголки памяти, и извлечь их оттуда потом почти невозможно. Детсадовские курсы в этом плане имеют важное преимущество – они не нацелены на «сдачу» материала. Ни у детей, ни у воспитателей нет задачи выполнить определенные нормы, набрать баллы и так далее. 
Единственная цель курса – объяснить, внушить, промыть мозги, можно называть, как угодно, но главное, чтобы дети поняли, что все что происходит с миром и природой вокруг них, касается каждого лично и самым непосредственным образом. 
В книжке-пособии рассказывается история об обычном мальчике, который жил в очень «грязном» мире, где не было свежего воздуха, здоровых растений, чистой воды. И вот однажды этот мальчик в конце концов от всего этого заболел. Тогда его родителям стало очень грустно, и они задумались. «Ведь это мы все вместе натворили», – сказали они (логическое ударение на словах «мы» и «вместе»). Взрослые решили измениться, чтобы дети не болели. 
Когда мы едем на машине через лес, нужно использовать сигнал только в крайнем случае, и не включать громко музыку в природных зонах потому, что шум пугает животных и птиц. И вообще надо помнить о том, что шум – тоже создает загрязнение и уважать тех, кто рядом (и людей, и животных). Перед тем, как выбросить мусор, мы сортируем его, чтобы было проще потом утилизировать отходы. Одним словом, сначала показано, что такое загрязненная окружающая среда и как это плохо, а потом, что такое чистая природа, и что забота о ней дело каждого из нас. На самом деле, курс «с хитринкой». Он нацелен не только на детей, но и на родителей. Интересно, что получается эко-образование взрослых через детей. 
Потому, что малыши под впечатлением от книжки (а много ли надо, чтобы поразить воображение ребенка) идут домой и рассказывают все родителям, приносят эти самые пособия, показывают картинки и заставляют маму с папой снова читать себе все это вслух. Хочешь не хочешь, а информация передается и родителям. Кроме того, взрослым приходится отвечать на вопросы: «Почему?» да «Отчего», и «Что мы у нас дома делаем, чтобы помочь Земле?» Эффект никогда не бывает стопроцентным, но даже если половина детей передадут таким образом эко-знания родителям, это уже большое дело. 
В конце книжки на картинках показано, что каждый из нас может сделать, чтобы сохранить природу: выбрасывать мусор в нужные контейнеры (сопровождается рассказом о том, что бумажка будет гнить в земле 2-5 лет, деревянные палочки для еды 20 лет, а пластик так вообще не меньше 500); одевать зимой теплую одежду дома, вместо того, чтобы включать отопление «на всю катушку» (в Корее нет центрального отопления, каждый топит с помощью отдельного газового бойлера, соответственно экономим газ – тоже природное богатство); по возможности ходить пешком или ездить на велосипеде, вместо того, чтобы передвигаться исключительно на машине, даже если до цели поездки рукой подать; сажать деревья и цветы, а не портить их; не злоупотреблять кондиционером летом и выключать свет, чтобы экономить электричество; выключать воду, когда чистишь зубы или намыливаешь голову, чтобы не расходовать ее зря. А рядом есть маленькая заметка о том, что в мире много людей, которые хотят защищать нашу планету, и они объединяются в экологические организации. 
Конечно, это не единственное пособие. Даже малышам 2-3 лет в садиках читают книжки и рассказывают истории о том, сколько подарков может дать одно дерево нам и животным – оно и воздух, и еда, и даже питье. Дети ездят на экскурсии в специализированные музеи.  В Корее существуют детские центры, посвященные, скажем, утилизации отходов. Когда наши малыши готовились к поездке туда, всем родителям сказали собрать им с собой в дорогу по несколько пустых пакетов из-под молока и жестяных банок. Все это «богатство» дети потом сами утилизировали во время экскурсии, с помощью специальных приспособлений. Малыши были в восторге! С одной стороны, для них это веселая игра, с другой – они поняли, что мусор мы сортируем не просто так, и что из него действительно потом получаются новые полезные вещи. 
И конечно, чтобы заботиться о природе, нужно ее любить, а для этого с ней нужно общаться. Детсадовскую малышню возят не только в парки и зоологические сады, но и на всевозможные сельскохозяйственные объекты. Так осенью мои дети регулярно «копают» сладкий картофель – батат. А весной едут на посадки обычной картошки.  Конечно, деревенским ребятам такие экскурсии не нужны. А вот городской малышне очень полезно знать, что овощи и фрукты растут не на полках в супермаркете. И что земля, воздух и вода – дают нам пищу и жизнь. 
Весной дети обязательно кого-нибудь растят. В прошлом году в детском саду они выращивали фасоль из семечек и трепетно высаживали потом свои росточки на грядку.


До этого в качестве «учебного пособия» каждый получил по большой живой улитке. Этот «питомец» жил у нас несколько месяцев, дети кормили его морковкой и зеленью, поили. Все это в рамках опять же учебного курса. В прилагаемых книжках рассказывалось о жизни улиток в природе, о том, чем они полезны. 
Впрочем, сам по себе такой опыт – это еще не эко-образование. Ребенок сам не построит связь между улиткой, живущей у него в банке, и защитой окружающей среды, если ему ее не объяснят. Но такое объяснение как раз и содержится в учебных пособиях. Важно воспитывать у детей правильно отношение к природе – не потребительское, а уважительное. Ты большой – улитка крошечная, ты можешь раздавить улитку одним движением, но каждая, даже самая маленькая букашка для чего-нибудь нужна, и все мы, как часть природы, создаем наш общий дом. Человек – единственный, кто в состоянии этот дом разрушить. А ведь какими бы технически продвинутыми мы не были, жить без природы человеку будет очень и очень плохо. 
Все эти объяснения производят на малышей впечатление. Может быть даже большее, чем на взрослых. Наверное, поэтому такие курсы преподают именно дошкольникам, чтобы с самого раннего детства формировать у них особый взгляд на природу. 
Экологическое образование дошкольников в Корее, на самом деле, часть большой государственной социальной программы, которая здесь ведется не один год. Нельзя сказать, что корейцы такой уж дисциплинированный народ в плане отношения к окружающей среде. Но они очень любят свою страну и действительно заботятся о своей земле. Все остальное – экономия ресурсов, защита природы и прочее – дело прежде всего правильного воспитания. И государство, надо отдать ему должное, целенаправленно старается воспитывать граждан. При этом используется именно их любовь к своему дому и своей стране. «Мы маленькая страна, и мы не можем себе позволить складировать мусор, нам просто негде это делать», оперируя такими доводами, людям объясняют необходимость сортировать мусор, например. И, так или иначе, но это работает. По телевидению постоянно крутят ролики о том, что существуют невосполнимые природные ресурсы, и мы все вместе обязаны их беречь – ради наших детей. Потому что каждый из нас сегодня создает тот мир, в котором они будут жить завтра. 
Когда современные корейские мамы и папы сами были детьми и ходили в садик, у них еще не было таких пособий, да и отношение к экологическому образованию было иным. Поэтому приходится обращаться к ним теперь и через их детей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий