Психологическая экспертиза художественных произведений для детей
Е.О. СМИРНОВА, М.В. СОКОЛОВА
Обосновывается необходимость психологической экспертизы художественных произведений (детской литературы и мультфильмов для детей). Подчеркивается важность определения точного возрастного адресата произведения в дошкольном детстве. В качестве ключевых блоков экспертизы предлагаются когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты произведения. Опираясь на возрастные особенности каждого периода дошкольного детства, авторы рассматривают требования к произведениям для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приводят примеры произведений, соответствующих возрасту. Подчеркивается необходимость оценки не только содержания, но и художественной формы произведения. Соответствие формы и содержания определенному возрасту рассматривается в качестве центрального критерия психологической экспертизы художественного произведения.
Ключевые слова: психологическая экспертиза, художественное произведение, возрастная адресация, дошкольный возраст, когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты произведения, этический и эстетический критерии.
Образцы эстетического отношения к действительности исторически закреплены в произведениях искусства, в том числе предназначенных для детей. Через восприятие произведений искусства и литературы ребенок приобщается к культуре человечества и приобретает родовые человеческие способности.
В прошедшие полтора века в мировой культуре выделилась особая «детская» область – детская литература, музыка, театр, мультипликационные фильмы. Все художественные произведения, вне зависимости от формы, могут рассматриваться как культурные тексты, адресованные взрослыми детям [8]. В дошкольном детстве особенно важны организация диалога между автором произведения и читателем или зрителем, а также выбор собеседника.
Многие психологи отмечали особую склонность маленьких детей (3–6 лет) к эстетическому восприятию действительности. Ребенок испытывает потребность очеловечить предмет, открыть в нем что-то соприродное, а потому и понятное себе. Это эстетическое отношение неотделимо от нравственного [5]. Особенности восприятия и мышления дошкольников, прежде всего анимизм, создают важную предпосылку для нравственного и эстетического воспитания – готовность маленького ребенка наделять все окружающее жизнью, характером, поведением. «Духовная сопричастность ребенка всему окружающему, ощущение внутренней ценности, единства и взаимосвязи всего в мире – залог становления эстетического отношения ребенка к действительности» [1; 171].
Увы, эта духовная сопричастность ребенка окружающему миру реализуется далеко не всегда. В последнее время все чаще отмечаются эмоциональная черствость, жестокость, безразличие детей, отсутствие эстетических переживаний и сопереживания другим. Можно полагать, что причины этого лежат не в изменении возрастных закономерностей развития, а в качестве художественных произведений, которые воспринимают современные дети.
Авторы детских книг и фильмов не всегда учитывают специфику возраста детей. В большинстве своем современные книги и мультфильмы вообще не рассчитаны на детей дошкольного возраста. Сегодня предлагаются преимущественно развлекательные или «взрослые» по своей форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. Дошкольники смотрят и слушают именно эту, не предназначенную для их возраста продукцию.
Поэтому возникает вопрос о психологической экспертизе произведений для детей, которая направлена в первую очередь на выявление возраста, для которого предназначено художественное произведение, т.е. возрастной адресации. Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с возрастной классификацией информационных продуктов, введенной в ответ на принятый закон о защите детей от вредной информации (Возрастная классификация информационной продукции – совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, в Российской Федерации.
Введена с 1 сентября 2012 г., после вступления в силу Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.), который получил широкий общественный резонанс. В этом законе в центре внимания находится запрет на информацию, наносящую «вред здоровью и развитию детей». К такой информации, с точки зрения авторов закона, относятся социально неодобряемые действия, влекущие возможные негативные последствия для ребенка и окружающих (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.). Безусловная важность этого закона состоит в том, что он привлек внимание к этой теме и к необходимости психологической экспертизы информационной продукции для детей.
Однако необходимо подчеркнуть, что вопрос о психологической экспертизе произведений для детей не сводится к наличию «вредных» действий героев и даже к их этической оценке (хотя она, безусловно, нужна). Эта проблема, с нашей точки зрения, значительно шире, поскольку включает целый круг вопросов, связанных с соответствием произведения возрастным особенностям детей. При этом речь идет не об оценке художественного уровня книги или фильма, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того или иного возраста. Особенно актуальной такая экспертиза является для детей дошкольного возраста (3–7 лет). В этот период закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, складывается отношение к себе и другим людям. Художественное впечатление оказывает серьезное влияние на становление этих основ личности. Кроме того, это период особенно интенсивного психического развития, когда каждый год отличается специфическими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.
Сегодня дети начинают чрезвычайно рано и очень активно приобщаться к произведениям детской культуры. В особенности это относится к мультфильмам, которые дети начинают смотреть уже в двухлетнем возрасте, а в отдельных случаях в 6–7 месяцев! При этом малышам предлагают те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста («Тачки», «Винкс», «Человек-паук», «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и пр.). Очевидно, что вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит: если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста.
Между тем мультфильмы для малышей, при преждевременном и чрезмерном просмотре, несут в себе серьезную опасность для их психологического здоровья и
развития. И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до трех летдетям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой [4]. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), однако данная рекомендация повсеместно нарушается. В этом контексте маркировка «0+» на видео продуктах является грубым нарушением возрастных норм.
После трех лет, когда у ребенка достаточно развиты речь и общение, появляются воображение, игра и другие новообразования дошкольного возраста, возможно полноценное восприятие художественного текста. С этого периода мультфильмы, наряду с книгами, могут и должны войти в жизнь ребенка, поскольку восприятие художественного текста может оказывать развивающее, амплифицирующее воздействие, которое связано со следующими моментами.
Во-первых, это познавательный аспект. Художественный текст всегда несет новую информацию, расширяет жизненные рамки, обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений стимулирует воображение, пробуждает познавательную активность, любо знательность ребенка и пр. Образность, «визуализированность» психологических содержаний, чувственная конкретность мышления являются специфическими особенностями детства. Восприятие произведений требует концентрации внимания, активного запоминания и актуализации своего опыта, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это, безусловно, способствует познавательному развитию детей.
Во-вторых, это эмоциональный аспект. Эстетические переживания органически связаны с чувствами и эмоциями ребенка. С.Л. Рубинштейн характеризовал динамику развития эмоциональной сферы ребенка как движение от конкретных, ситуативных чувств к более абстрактным переживаниям: «…чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения…» [6; 181]. Каждое произведение потенциально содержит различные по модальности и глубине эмоциональные переживания, которые могут породить некоторое обобщенное «ключевое переживание». Сложность, амбивалентность этих эмоций, разнообразие и глубина переживаний, безусловно, обогащают эмоциональную сферу детей.
В-третьих, это поведенческий аспект. Сопереживание персонажам сказки, мультфильма, спектакля является ярким феноменом детства. Широко известно непосред ственное поведение малышей в театре, когда они пытаются физически спасти героя от опасности или поддерживают его своими криками. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится для дошкольника объектом идентификации и образцом для подражания. Заразительность действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Они могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Такое действенное осознание себя посредством моральных эталонов, в качестве которых выступали персонажи известной сказки – Буратино и Карабас, – было использовано в исследовании С.Г. Якобсон (1984). Соотнося свои действия с героями произведений, ребенок начинает осознавать себя и свои поступки, стремиться быть похожим на любимого персонажа [9].
Таким образом, художественный текст обладает огромным развивающим потенциалом для детей. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.
В настоящее время наблюдается существенное снижение возрастных границ включения ребенка в контекст детской субкультуры: 2–3-летним детям читают «Снежную королеву» или «Питера Пэна», показывают фильмы о пришельцах и властелинах стихий. Но младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведений, поэтому их культурный и развивающий потенциал остается нереализованным. В большинстве случаев ни родители, ни дети в дальнейшем уже не возвращаются к этим произведениям как источникам эстетических впечатлений и человеческих смыслов. Если ребенок не готов к истинному сопереживанию героям, если он интересуется только сюжетом, действием, он в итоге воспринимает произведение пассивно, как потребитель.
Воспринимающая позиция (читателя, зрителя, слушателя) неразрывно связана с авторской позицией. Эти две позиции не только взаимодействуют, они неразделимы, причем «на первых этапах художественного развития отчетливее выступает роль авторства» [5; 14]. Чтобы увидеть, воспринять произведение, нужна готовность к сотворчеству, к воспроизведению, т.е. чтобы внутренний автор уже «стоял при дверях».
Если такой готовности нет, произведение «пройдет мимо» самосознания и переживаний ребенка, останется «пустым звуком», набором формальных действий или ярким сенсорным пятном, что и происходит в
большинстве случаев [5; 26].
В дошкольном детстве единство авторской и читательской (зрительской) позиции естественно реализуется в игре. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается траектория тех действий, которые может осуществить ребенок. Сопереживание героям произведений сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре, поскольку в обоих случаях он идентифицирует себя с воображаемым персонажем, причем не только в переживаниях, но и в действиях.
Поэтому необходимо удерживать связь игры и произведения (в частности сказки), по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, содержание игры наиболее адекватно отражает образ мира ребенка, актуальные для него жизненные смыслы: он изображает то, что для него эмоционально заряжено, увлекательно и понятно. Во-вторых, возможность воспроизвести какие-либо аспекты произведения (сюжеты, событийную последовательность, характер героя или отношения персонажей) в игре свидетельствует о наличии не только воспринимающей, но и авторской позиции, а значит, об адекватном восприятии произведения [3].
Младший дошкольный возраст (3–4 года). Это возраст становления воображения и сюжетной игры. Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами
и игрушками. Роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.
Складывается внеситуативно-познавательная форма общения, когда ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. У ребенка пробуждается познавательная потребность, его интересы связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.); возникают вопросы, отражающие стремление установить поверхностные, условные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.).
Главный жизненный контекст ребенка – семья, совместная жизнедеятельность с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.
Данные возрастные особенности определяют следующие характеристики произведений для младших дошкольников.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет). Период расцвета ролевой игры и детского воображения. Достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры детей становятся отношения между людьми. Роли ярко очерчены и выделены. Игровые действия передают отношение к другим участникам игры. Действия детей становятся короче, более свернутыми, условными, практически не повторяются. Главное в игре – определенное отношение к партнеру в соответствии с взятой на себя ролью.
Сфера общения со сверстниками приобретает особую значимость. Игра становится содержанием взаимодействия детей. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый
план.
Исходя из этих возрастных особенностей можно определить следующие характеристики произведений, адекватные данному возрасту.
Старший дошкольный возраст (5–7 лет). В старшем дошкольном возрасте впервые обнаруживается устойчивое соотношение мотивов. Возможность подчинения своего действия более отдаленному мотиву предполагает наличие и удержание идеальной, мыслимой мотивации поведения ребенка в дошкольном возрасте. Появляется феномен эмоционального предвосхищения, которое позволяет заранее прочувствовать тот смысл, который эти мотивы будут иметь для окружающих и для него самого.
Содержанием игры старших дошкольников является выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Сюжетом игры становятся развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями. Складывается внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой является мир людей. Ребенка интересуют разные аспекты взрослой жизни: качества, поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте складываются этические инстанции; дошкольник усваивает представления о добре и зле, справедливости, щедрости, образуются нормы и правила поведения. Дети учатся видеть себя и ситуацию в целом как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания, самоконтроля и произвольности. Общение со сверстником становится внеситуативным, появляются устойчивые избирательные привязанности, которые приводят к дифференциации детской группы.
Исходя из данных возрастных особенностей можно предположить следующие характеристики произведений для старших дошкольников.
Представленная характеристика художественных произведений для детей на разных этапах дошкольного возраста позволяет наблюдать динамику следующих выделенных аспектов развития ребенка:
в печатных изданиях – лексические особенности, качество издания, адекватность иллюстраций и т.д. Все эти аспекты нуждаются в специальном анализе с позиции возрастного психолога. Очевидно, что эстетический объект всегда воздействует органическимaсинтезом формы и содержания. Их гармония и соответствие определенному возрасту должны стать центральным критерием психологической экспертизы художественного произведения.
Адрес сайта: russianinfant.ru/.../psihologicheskaya-ekspertiza-hudozhestvennyh-proiz...
Обосновывается необходимость психологической экспертизы художественных произведений (детской литературы и мультфильмов для детей). Подчеркивается важность определения точного возрастного адресата произведения в дошкольном детстве. В качестве ключевых блоков экспертизы предлагаются когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты произведения. Опираясь на возрастные особенности каждого периода дошкольного детства, авторы рассматривают требования к произведениям для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приводят примеры произведений, соответствующих возрасту. Подчеркивается необходимость оценки не только содержания, но и художественной формы произведения. Соответствие формы и содержания определенному возрасту рассматривается в качестве центрального критерия психологической экспертизы художественного произведения.
Ключевые слова: психологическая экспертиза, художественное произведение, возрастная адресация, дошкольный возраст, когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты произведения, этический и эстетический критерии.
Образцы эстетического отношения к действительности исторически закреплены в произведениях искусства, в том числе предназначенных для детей. Через восприятие произведений искусства и литературы ребенок приобщается к культуре человечества и приобретает родовые человеческие способности.
В прошедшие полтора века в мировой культуре выделилась особая «детская» область – детская литература, музыка, театр, мультипликационные фильмы. Все художественные произведения, вне зависимости от формы, могут рассматриваться как культурные тексты, адресованные взрослыми детям [8]. В дошкольном детстве особенно важны организация диалога между автором произведения и читателем или зрителем, а также выбор собеседника.
Многие психологи отмечали особую склонность маленьких детей (3–6 лет) к эстетическому восприятию действительности. Ребенок испытывает потребность очеловечить предмет, открыть в нем что-то соприродное, а потому и понятное себе. Это эстетическое отношение неотделимо от нравственного [5]. Особенности восприятия и мышления дошкольников, прежде всего анимизм, создают важную предпосылку для нравственного и эстетического воспитания – готовность маленького ребенка наделять все окружающее жизнью, характером, поведением. «Духовная сопричастность ребенка всему окружающему, ощущение внутренней ценности, единства и взаимосвязи всего в мире – залог становления эстетического отношения ребенка к действительности» [1; 171].
Увы, эта духовная сопричастность ребенка окружающему миру реализуется далеко не всегда. В последнее время все чаще отмечаются эмоциональная черствость, жестокость, безразличие детей, отсутствие эстетических переживаний и сопереживания другим. Можно полагать, что причины этого лежат не в изменении возрастных закономерностей развития, а в качестве художественных произведений, которые воспринимают современные дети.
Авторы детских книг и фильмов не всегда учитывают специфику возраста детей. В большинстве своем современные книги и мультфильмы вообще не рассчитаны на детей дошкольного возраста. Сегодня предлагаются преимущественно развлекательные или «взрослые» по своей форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. Дошкольники смотрят и слушают именно эту, не предназначенную для их возраста продукцию.
Поэтому возникает вопрос о психологической экспертизе произведений для детей, которая направлена в первую очередь на выявление возраста, для которого предназначено художественное произведение, т.е. возрастной адресации. Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с возрастной классификацией информационных продуктов, введенной в ответ на принятый закон о защите детей от вредной информации (Возрастная классификация информационной продукции – совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, в Российской Федерации.
Введена с 1 сентября 2012 г., после вступления в силу Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.), который получил широкий общественный резонанс. В этом законе в центре внимания находится запрет на информацию, наносящую «вред здоровью и развитию детей». К такой информации, с точки зрения авторов закона, относятся социально неодобряемые действия, влекущие возможные негативные последствия для ребенка и окружающих (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.). Безусловная важность этого закона состоит в том, что он привлек внимание к этой теме и к необходимости психологической экспертизы информационной продукции для детей.
Однако необходимо подчеркнуть, что вопрос о психологической экспертизе произведений для детей не сводится к наличию «вредных» действий героев и даже к их этической оценке (хотя она, безусловно, нужна). Эта проблема, с нашей точки зрения, значительно шире, поскольку включает целый круг вопросов, связанных с соответствием произведения возрастным особенностям детей. При этом речь идет не об оценке художественного уровня книги или фильма, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того или иного возраста. Особенно актуальной такая экспертиза является для детей дошкольного возраста (3–7 лет). В этот период закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, складывается отношение к себе и другим людям. Художественное впечатление оказывает серьезное влияние на становление этих основ личности. Кроме того, это период особенно интенсивного психического развития, когда каждый год отличается специфическими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр.
Сегодня дети начинают чрезвычайно рано и очень активно приобщаться к произведениям детской культуры. В особенности это относится к мультфильмам, которые дети начинают смотреть уже в двухлетнем возрасте, а в отдельных случаях в 6–7 месяцев! При этом малышам предлагают те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста («Тачки», «Винкс», «Человек-паук», «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и пр.). Очевидно, что вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит: если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста.
Между тем мультфильмы для малышей, при преждевременном и чрезмерном просмотре, несут в себе серьезную опасность для их психологического здоровья и
развития. И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до трех летдетям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой [4]. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), однако данная рекомендация повсеместно нарушается. В этом контексте маркировка «0+» на видео продуктах является грубым нарушением возрастных норм.
После трех лет, когда у ребенка достаточно развиты речь и общение, появляются воображение, игра и другие новообразования дошкольного возраста, возможно полноценное восприятие художественного текста. С этого периода мультфильмы, наряду с книгами, могут и должны войти в жизнь ребенка, поскольку восприятие художественного текста может оказывать развивающее, амплифицирующее воздействие, которое связано со следующими моментами.
Во-первых, это познавательный аспект. Художественный текст всегда несет новую информацию, расширяет жизненные рамки, обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений стимулирует воображение, пробуждает познавательную активность, любо знательность ребенка и пр. Образность, «визуализированность» психологических содержаний, чувственная конкретность мышления являются специфическими особенностями детства. Восприятие произведений требует концентрации внимания, активного запоминания и актуализации своего опыта, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это, безусловно, способствует познавательному развитию детей.
Во-вторых, это эмоциональный аспект. Эстетические переживания органически связаны с чувствами и эмоциями ребенка. С.Л. Рубинштейн характеризовал динамику развития эмоциональной сферы ребенка как движение от конкретных, ситуативных чувств к более абстрактным переживаниям: «…чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения…» [6; 181]. Каждое произведение потенциально содержит различные по модальности и глубине эмоциональные переживания, которые могут породить некоторое обобщенное «ключевое переживание». Сложность, амбивалентность этих эмоций, разнообразие и глубина переживаний, безусловно, обогащают эмоциональную сферу детей.
В-третьих, это поведенческий аспект. Сопереживание персонажам сказки, мультфильма, спектакля является ярким феноменом детства. Широко известно непосред ственное поведение малышей в театре, когда они пытаются физически спасти героя от опасности или поддерживают его своими криками. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится для дошкольника объектом идентификации и образцом для подражания. Заразительность действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Они могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Такое действенное осознание себя посредством моральных эталонов, в качестве которых выступали персонажи известной сказки – Буратино и Карабас, – было использовано в исследовании С.Г. Якобсон (1984). Соотнося свои действия с героями произведений, ребенок начинает осознавать себя и свои поступки, стремиться быть похожим на любимого персонажа [9].
Таким образом, художественный текст обладает огромным развивающим потенциалом для детей. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.
Оценка соответствия художественного произведения возрастным особенностям детей как цель психологической экспертизы
Главной задачей психологической экспертизы является выявление того возраста, для которого данное произведение имеет развивающий эффект. Необходимо подчеркнуть значимость этой задачи, поскольку она для многих не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно, и сами могут отказаться от того, что не соответствует особенностям их восприятия. Однако это далеко не так. Дошкольник не в силах преодолеть давления мелькающих ярких сенсорных впечатлений, даже если не различает персонажей и события.В настоящее время наблюдается существенное снижение возрастных границ включения ребенка в контекст детской субкультуры: 2–3-летним детям читают «Снежную королеву» или «Питера Пэна», показывают фильмы о пришельцах и властелинах стихий. Но младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведений, поэтому их культурный и развивающий потенциал остается нереализованным. В большинстве случаев ни родители, ни дети в дальнейшем уже не возвращаются к этим произведениям как источникам эстетических впечатлений и человеческих смыслов. Если ребенок не готов к истинному сопереживанию героям, если он интересуется только сюжетом, действием, он в итоге воспринимает произведение пассивно, как потребитель.
Воспринимающая позиция (читателя, зрителя, слушателя) неразрывно связана с авторской позицией. Эти две позиции не только взаимодействуют, они неразделимы, причем «на первых этапах художественного развития отчетливее выступает роль авторства» [5; 14]. Чтобы увидеть, воспринять произведение, нужна готовность к сотворчеству, к воспроизведению, т.е. чтобы внутренний автор уже «стоял при дверях».
Если такой готовности нет, произведение «пройдет мимо» самосознания и переживаний ребенка, останется «пустым звуком», набором формальных действий или ярким сенсорным пятном, что и происходит в
большинстве случаев [5; 26].
В дошкольном детстве единство авторской и читательской (зрительской) позиции естественно реализуется в игре. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается траектория тех действий, которые может осуществить ребенок. Сопереживание героям произведений сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре, поскольку в обоих случаях он идентифицирует себя с воображаемым персонажем, причем не только в переживаниях, но и в действиях.
Поэтому необходимо удерживать связь игры и произведения (в частности сказки), по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, содержание игры наиболее адекватно отражает образ мира ребенка, актуальные для него жизненные смыслы: он изображает то, что для него эмоционально заряжено, увлекательно и понятно. Во-вторых, возможность воспроизвести какие-либо аспекты произведения (сюжеты, событийную последовательность, характер героя или отношения персонажей) в игре свидетельствует о наличии не только воспринимающей, но и авторской позиции, а значит, об адекватном восприятии произведения [3].
Психологические характеристики художественных произведений для детей на разных этапах дошкольного возраста
В качестве основных линий анализа будем удерживать три обозначенных выше аспекта восприятия художественного произведения:- когнитивный (сюжет, общий тематический контекст, степень условности или реалистичности, центральная идея или смысл произведения, понимание речевых высказываний, юмора и т.п.);
- эмоциональный (модальность и уровень сложности ключевых переживаний, степень их глубины, ситуативности или обобщенности, возможность включенности личного опыта и общих ценностных установок);
- поведенческий (модели поведения персонажей, их психологический возраст, узнаваемость, содержание действий, речи, открытость мотивов их поступков, смыслов и ценностей и пр.).
Младший дошкольный возраст (3–4 года). Это возраст становления воображения и сюжетной игры. Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами
и игрушками. Роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.
Складывается внеситуативно-познавательная форма общения, когда ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. У ребенка пробуждается познавательная потребность, его интересы связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.); возникают вопросы, отражающие стремление установить поверхностные, условные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?» и пр.).
Главный жизненный контекст ребенка – семья, совместная жизнедеятельность с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует.
Данные возрастные особенности определяют следующие характеристики произведений для младших дошкольников.
- Простые короткие сюжеты, кумулятивные сказки (с повторяющимися действиями), связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Яркий внешне открытый событийный ряд. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники и пр. Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.
- Однозначные по своей модальности эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная вовлеченность в знакомые ситуации. Общий позитивный настрой произведения.
- Герои – дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя достаточно прост, не перегружен деталями, максимально выразителен.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет). Период расцвета ролевой игры и детского воображения. Достаточно развиты образное мышление и внутренний план действия. Основным содержанием игры детей становятся отношения между людьми. Роли ярко очерчены и выделены. Игровые действия передают отношение к другим участникам игры. Действия детей становятся короче, более свернутыми, условными, практически не повторяются. Главное в игре – определенное отношение к партнеру в соответствии с взятой на себя ролью.
Сфера общения со сверстниками приобретает особую значимость. Игра становится содержанием взаимодействия детей. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый
план.
Исходя из этих возрастных особенностей можно определить следующие характеристики произведений, адекватные данному возрасту.
- Тематика – разнообразные сказки (народные и авторские). Сюжеты, связанные с общением и с различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование / подчинение, зависть и пр.), которые выражаются в их поведении. Центральная тема, интересующая детей, – мир людей или мир антропоморфных животных, их различные позиции, возможные конфликты и их разрешение.
- Спектр эмоциональных переживаний у персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей. Ключевое переживание остается в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.
- Герой является участником событий, связанных с другими персонажами, нужны партнеры и отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.
Старший дошкольный возраст (5–7 лет). В старшем дошкольном возрасте впервые обнаруживается устойчивое соотношение мотивов. Возможность подчинения своего действия более отдаленному мотиву предполагает наличие и удержание идеальной, мыслимой мотивации поведения ребенка в дошкольном возрасте. Появляется феномен эмоционального предвосхищения, которое позволяет заранее прочувствовать тот смысл, который эти мотивы будут иметь для окружающих и для него самого.
Содержанием игры старших дошкольников является выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Сюжетом игры становятся развернутые темы, связанные с приключениями и фантазиями. Складывается внеситуативно-личностная форма общения, содержанием которой является мир людей. Ребенка интересуют разные аспекты взрослой жизни: качества, поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте складываются этические инстанции; дошкольник усваивает представления о добре и зле, справедливости, щедрости, образуются нормы и правила поведения. Дети учатся видеть себя и ситуацию в целом как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания, самоконтроля и произвольности. Общение со сверстником становится внеситуативным, появляются устойчивые избирательные привязанности, которые приводят к дифференциации детской группы.
Исходя из данных возрастных особенностей можно предположить следующие характеристики произведений для старших дошкольников.
- Тематикой произведений могут быть развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания, с шутками и подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.
- Эмоциональные состояния героев могут быть полимодальными и амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и обобщенные переживания. Эмоциональный строй произведения более сложный, возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния.
- Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.
Представленная характеристика художественных произведений для детей на разных этапах дошкольного возраста позволяет наблюдать динамику следующих выделенных аспектов развития ребенка:
- когнитивный:
- от простых реалистических сюжетов – к сказочно-условным, а затем к гротескно-карикатурным, фантастическим сюжетам;
- от природного, предметного и сказочно-животного мира – к миру людей; от действий к отношениям, от отношений – к установлению норм поведения и отношений, внутреннему миру героев;
- эмоциональный:
- от однозначных эмоций (фильм – настроение) – к амбивалетным и полимодальным эмоциям;
- от конкретных, ситуативных чувств – к более обобщенным переживаниям;
- от поглощенности непосредственным моментом – к выходу за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта и общих ценностных установок;
- поведенческий:
- от подражания внешним действиям – к сопереживанию главному герою;
- от бытовых навыков – к нормам общения и далее – к нравственным нормам;
- от действующего героя – к герою в системе межличностных отношений и далее – к герою, переживающему амбивалентные чувства.
в печатных изданиях – лексические особенности, качество издания, адекватность иллюстраций и т.д. Все эти аспекты нуждаются в специальном анализе с позиции возрастного психолога. Очевидно, что эстетический объект всегда воздействует органическимaсинтезом формы и содержания. Их гармония и соответствие определенному возрасту должны стать центральным критерием психологической экспертизы художественного произведения.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер-Пресс, 2009.
- Мазурова М.В., Соколова М.В. Психологический анализ мультфильмов для детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2011. № 1. С. 100–112.
- Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003.
- Психологические основы художественного развития / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, З.М. Новлянской. М.: МГППУ, 2006.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
- Шакурова М.А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников (на примере мультипликационных сериалов): Автореф. … дис. канд. психол. наук. М., 2012.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.
Адрес сайта: russianinfant.ru/.../psihologicheskaya-ekspertiza-hudozhestvennyh-proiz...
Комментариев нет:
Отправить комментарий