среда, 5 марта 2014 г.

Стыдно! Речевая агрессия педагога: материалы сайта www.profobrazovanie.org/t1780-topic‎

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПЕДАГОГА
Галина Владимировна Шаронова
В одном из последних выпусков Вестника Российской риторической ассоциации среди материалов к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» было опубликовано определение речевой агрессии. Приведем его здесь полностью, опустив примеры: «Речевая (языковая, вербальная) агрессия - форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Можно перечислить следующие виды речевой агрессии: 1) активная прямая Р.а. - словесное поношение кого-либо или чего-либо, оскорбление или унижение кого-либо; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию; 2) активная непрямая Р.а. - распространение злостной клеветы или сплетен о ком-либо; 3) пассивная прямая Р.а. - отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.; 4) пассивная непрямая Р.а. - отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание» [1: 96]. Предложенное О.Н.Быковой определение не учитывает два, на наш взгляд, очень важных (но одновременно и спорных) момента. Во-первых - степень осознаваемости говорящим агрессивности своей речи (я вовсе не хотел тебя обидеть). Во-вторых - вероятность восприятия речи собеседником как агрессивной. Можно ли говорить о наличии агрессии только в случае адекватной оценки речи обеими (всеми) сторонами общения? Но ведь несомненно, что любое высказывание может существовать и/или быть описано только потому, что его кто-то вообще так или иначе воспринимает. Ситуация довольно странная: речевая агрессия может быть очевидна в силу лингвистических характеристик высказывания (наличие грубых обращений, просторечной, жаргонной и т.п. лексики, инвективных выражений, особых синтаксических конструкций и пр.), но, с точки зрения слушающего, не нести в себе ничего обидного, оскорбительного. Одно и то же выражение, произнесенное в разных ситуациях, может быть воспринято по-разному, произвести разный эффект. Может ли это высказывание быть оценено во всех случаях как агрессивное? Вопрос о намерениях агрессивных действий (не только речевых) порождает споры прежде всего в работах психологов [2; 5]. Как расценивать агрессивные действия, «которые осуществляются ради какой бы то ни было пользы» [5: 24]? А если «попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными» [5: 27]? Как учесть в определении рефлектированность и целенаправленность речевого акта со стороны говорящего и возможную реакцию воспринимающего? Классификация видов речевой агрессии заимствована О.Н.Быковой из книги американских психологов Р.Бэрона и Д.Ричардсон «Агрессия» [2: 29], которые, в свою очередь, ссылаются на категории агрессии, предложенные А.Х.Бассом (1977) [2: 35]. На наш взгляд, перенос такой классификации без необходимых пояснений, учета двойной ссылки и возможных неточностей, допущенных при переводе, в сферу русской речевой культуры кажется не совсем корректным. Не совсем понятно, например, чем различаются в речевом плане «отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.». и «отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание», предложенные соответственно для третьего и четвертого видов речевой агрессии. Накопление материала и его анализ позволят уточнить лингвистическое содержание понятия «речевая агрессия». 2 Современные исследователи, описывающие проявления агрессии [4, 6], выделяют те области, где речевая агрессия проявляется особенно ярко и имеет наиболее опасные в плане разрушения целостности личности последствия. Это семья, сфера образования, армия, сфера хозяйства, где используется физический труд и заняты работники низкой квалификации, контакты продавцов и покупателей, парламентская борьба. А.К.Михаль­ская [6: 169] среди наиболее «благоприятных» для проявления речевой агрессии сфер жизни и деятельности на втором месте после семьи называет школу и другие учреждения образования. «...Проявления речевой агрессии в школе имеют фундаментальные и весьма опасные общие социальные последствия» [6:169]. Вместе с тем отмечается, что проблемы речевой агрессии на материале русского языка, в том числе и в сфере образования, практически не изучены, хотя необходимость такого изучения очевидна. Проявления агрессии в учительской речи достаточно многооб­разны – от отношений прямого унижения и оскорблений до имитации агрессии и напоминания равному тебе человеку о возрастном и статусном неравенстве. Это многообразие заслуживает внимания и анализа. На данном этапе - это попытка осмысления выбора говорящим языковых средств и попытка нахождения механизма определения тех единиц языка, «благодаря» которым то или иное высказывание может быть воспринято как агрессивное. Попробуем выявить показатели агрессии в конкретных примерах, которые записаны в школах города Иркутска на уроках преподавателей-гуманитариев. - Зачем вообще Вы привели его в нашу школу? У нас школа для нормальных детей. Жесткая негативная оценка (знания вашего ребенка не отвечают требованиям программы) выражается в форме вопроса с использованием слова зачем (более категоричного, чем почему), которое, подразумевая очевидный ответ - учиться, ставит родителя в тупик. Вопрос выявления целей на самом деле не требует ответа, а означает как раз противоположное: вам необходимо забрать ребенка из нашей школы. Завуалированное оскорбление задается языковым противопоставлением: у нас (школа) – вы и нормальный (ребенок) – ?, где очевиден антоним - ненормальный. В риторической практике рекомендуется не прибегать к противопоставлениям мы – вы (я – ты), имеющим высокую степень категоричности, а пытаться создать эффект единения говорящего и слушающего. - Ты и тебе подобные зачем в 10-й класс пришли?! Надо было после 9-го класса и уйти из школы, раз вы не можете учиться! Пошли бы работать парикмахерами - им и деньги большие платят и много ума не надо! Негативная оценка выражается в форме риторического вопроса. Скрытое оскорбление: чтобы быть парикмахером - много ума не надо, я советую вам быть парикмахерами, т.к. у вас немного ума. - Я понял, как это делать! - Это и дурак поймет. Учитель, вместо того чтобы похвалить ученика, дает понять, что задание было очень легким (рассчитанным на дурака), сравнивая, оценивая тем самым не ответ ребенка, а его умственные способности, называя (почти впрямую) его дураком. - Ах ты нахал деградированный! Вошь такая! Будешь у меня выступать - я тебя двумя пальцами раздавлю! Прямое оскорбление, употребление слов и выражений, недопустимых в официальной ситуации отношений «учитель – ученик». - Вот класс дураков сидит! Вы [чо] все из лесу вышли?! Ну и бездари! Прямое оскорбление - дураки, бездари. Вопрос, подразумевающий сравнение людей с животными, выражает резкую негативную оценку учеников. - Лёша, если б у меня голова не болела, и не четвертая пара, и если б я не израсходовала свой запас злости - я бы Вас пнула. Замечание, которое строится как гипотетическая угроза иронического толка и произносится тихим ласковым голосом, создает видимость безопасности происходящего. Подробное изложение условий еще более смягчает высказывание. В сфере искусства и спорта педагоги могут рассматривать агрессивность своей речи как условие эффективной работы. Общение педагогов с учениками, когда занятия проходят, как правило, индивидуально – это, с одной стороны, более тесный контакт ученика и учителя, более глубокое взаимопонимание между ними, а с другой – менее официальная ситуация общения, которая дает преподавателю право (или создает иллюзию такого права) выражать свои эмоции более открыто. Негативные эмоции, связанные с неуспехом (временным) ученика и неоправданными надеждами педагога, реализуются в речевой агрессии: «...человек испытывает гнев, презрение, чувство превосходства - порознь или все разом - а предполагает вызвать в объекте чувство вины, унижения, стыда, страха и т.д.» [3: 63]. - ...Слушай, ты, балерина! Ты не работаешь мозгами! Это не современная хореография, где никто ничего не знает! ...Ты меня извини // - это другое, это не современное, // здесь пахать надо! А не номер сочинять! Я сейчас тебе устрою хорошую жизнь! Как ты хотела, то ты и получишь. Я сказала - скорей // иди!!. // ...Слушай, ты, гений! Ты упади хоть раз здесь от усталости!!! // ...Почему ты думаешь, я должна сейчас с тобой работать с удовольствием, когда мне противно с тобой разговаривать! Мне наплевать на то, как ты выступишь! Ну, станцуешь ты хуже, чем ты можешь... Ну и что? Что я могу сделать? Не убить же мне тебя!..(педагог Пермского хореографического училища). Эмоциональное состояние педагога выплескивается в форме грубых обращений (слушай, ты...), угроз (устрою хорошую жизнь, как ты хотела, то ты и получишь), использования стилистически сниженной лексики и оборотов (вон там дверь - и гуляй отсюда, пошла отсюда вон, пахать надо), унижения ученицы (мне противно с тобой разговаривать, мне наплевать на то, как ты выступишь). Высокую степень категоричности имеют используемые педагогом глаголы повелительного наклонения. Беглый анализ материала позволяет высказать предположение, что система образования допускает и оправдывает агрессивное речевое поведение взрослых ради будущих успехов детей. 3 Поворот современной лингвистической науки от изучения языка как системы к изучению языковой личности (человека говорящего) не только затронул вопросы существования и функционирования языка, но еще и глубоко высветил проблемы отношений между собой людей говорящих. Наблюдение за речевым поведением учителя приводит к мысли, что в большинстве случаев речевая агрессия педагогом не рефлексируется («сейчас я на него покричу, обзову разными словами, и тогда он будет делать так, как нужно»). Скорее наоборот, речевая агрессия педагогом осознанно не допускается - например, во время присутствия посторонних на уроке. Если преподаватель использует агрессию специально, рационально, методично и это ведет к эффективным результатам - тогда возникает предположение, что «система знаний, умений и навыков» устроена так, что может быть усвоена только благодаря применению педагогом таких приемов, т.е. в ряде случаев агрессивное речевое поведение является одним из основных условий достижения учеником академического успеха. Можно заметить также, что в сфере образования проявления речевой агрессии достаточно изощренные, что провоцируется рядом обстоятельств: во-первых, тысячелетиями складывающаяся система образования привела к зависимости ученика от учителя, обезличенности ученика в массе класса; во-вторых, в современной педагогической практике запрещена агрессия физическая, богатые же риторические традиции европейского образования создают для речевой изощренности еще большие возможности. Ситуация усугубляется тем, что ученик почти всегда вынужден выслушивать педагога молча. Ребенок реализует свое право избежать насилия не в том, что может выбирать то или иное образовательное учреждение (это, скорее, право родителей), того или иного учителя, ту или иную точку зрения, а в том, что может воспринимать или не воспринимать информацию («отключается – не слышит и не слушает того, что говорит учитель). Следует также отметить, что агрессивная речь взрослого – возможно, основной источник агрессивной речевой среды детей. Одна из задач исследования – описание риторических форм, позволяющих противостоять агрессии учителя. Что происходит, когда «механизмы, традиционно сдерживающие проявления речевой агрессии, при нарушении отечественной логосферы в связи с длительными социальными потрясениями и прямо катаклизмами почти (если не целиком) утрачены» [6: 171]. Агрессия в любых формах проявления осуждаема в обществе и свидетельствует о недостаточном уровне развития. В нашем случае можно говорить о том, что педагог, демонстрирующий агрессивное речевое поведение, сообщает о себе не только то, что он раздражен, что его ожиданий ученик не оправдывает и т.д., но также и то, что он (педагог) как носитель языка не владеет теми языковыми формами, которые позволили бы ему выразить себя точно и полно этически приемлемым образом, что требует значительных риторических усилий. Литература. 1. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации. - Вып. 8. - Красноярск, 1999. 2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1999. 3. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. - М., 1997. 4. Кинер Ф. Слово как оружие: Реферат В.С.Чулковой // Язык и идеология. - М., 1987. 5. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994. 6. Михальская А.К. Русский Сократ. - М., 1996. 7. Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. 8. Соколовская Е.А. Я – учитель: опыт профессиональной рефлексии. - СПб., 1999.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт

Комментариев нет:

Отправить комментарий