Осторожно: детская книга!
Книги бывают разные: интересные и не очень, большие и маленькие, с яркими картинками и без них. А также — качественными и не очень. Подчас они могут таить даже угрозу для здоровья читающего их.
Детские книги обычно появляются в доме, когда ребенку исполняется 5–6 месяцев. Для таких малышей рынок предлагает книжки-игрушки. Благодаря современным возможностям полиграфии, они «научились» пищать, разговаривать и имитировать голоса птиц и животных, менять цвет и форму, плавать и пускать пузыри. Понятное дело, многие несмышленыши захотят пробовать их на зуб. Поэтому, делая покупку, обратите внимание на материал, из которого они изготовлены: он должен быть безопасным для ребенка, прочным и желательно моющимся.
Внимательно прочтите выходные данные в конце книги (там, где указан материал, способ печати, тираж) — рядом с ними должна быть пометка, что издание отвечает гигиеническим требованиям к книжным изданиям для детей. Если такой надписи нет или напечатано: «Книга не предназначена для самостоятельного детского чтения», лучше поискать другую. К сожалению, подобных пометок не стоит искать на книгах, изданных в Украине, потому что сертификация детской литературы у нас пока не является обязательной. Однако родителям вполне под силу определить качество издания «на глаз», достаточно лишь усвоить основные правила оформления книг для детей.
Читать вредно?
— И даже опасно, — утверждают офтальмологи, — если текст не соответствует степени зрелости зрительной системы ребенка.
В детской книге текст должен быть напечатан только в одну колонку. Если в две, то глаза быстро устают, так как короткая строка затрудняет движение глаза, спутывает различение начала и конца строки.
Недопустимо наличие текста прямо на картинке или цветном пестром фоне: в этом случае он будет трудноразличим даже для взрослого глаза. А текст, напечатанный черным по тонированной в пастельные тона странице, меньше раздражает глаз за счет большей контрастности.
В детской книге не должно быть «обратной» печати — белым по черному.
Размер шрифта должен быть крупным — не меньше 14 типографских пунктов (это чуть больше 5 мм). А вообще, чем он больше, тем лучше. Мелкий шрифт психологически отпугивает ребенка от чтения.
Формат детских изданий должен быть адекватен здравому смыслу. Если по содержанию книга рассчитана на самого маленького, а по размеру (следовательно, и по весу) — на взрослого, то зачем нужна такая книга? Или, например, встречаются на рынке книжки-раскраски величиной с ладошку. В аннотации указано, что она может пригодиться малышу в дороге: ее удобно спрятать в кармане и пристроить на столике в поезде. Но ведь раскрашивать ее — трудная задача для детской руки, а раскрашивать в дороге вредно с разных точек зрения.
Особого внимания требует и бумага, на которой напечатана детская книга. Если говорить о малышовых изданиях, то это, безусловно, — картон (хорошо бы с пометкой в выходных данных: «Экологически чистый»). Даже не очень умелые детские ручки будут легко листать картонные страницы. Не покупайте глянцевых изданий. Читая такую книгу ребенку, родитель будет держать ее под углом, удобным для чтения. А блики от глянцевой поверхности могут мешать ребенку рассматривать картинки.
Что касается изданий для детей школьного возраста, то для них важным показателем является прозрачность бумаги — текст ни в коем случае не должен просвечивать на другую сторону. Значит, она должна быть офсетной, типографской и книжно-журнальной (об этом можно узнать из выходных данных).
И еще один важный момент: если издание выполнено в мягкой обложке и скреплено не клеем, а скрепкой, обязательно проверяйте, достаточно ли загнуты ее концы, иначе юный читатель может поранить себе пальцы.
«Правильные» картинки
Иллюстрации в детской книге — это графический рассказ, который ребенок осмысливает значительно быстрее и легче, чем словесный. Кроме того, картинки создают настроение при чтении. Потому, выбирая книгу для малыша, попробуйте сначала «прочитать» ее по рисункам. Изображенные герои, вещи и явления должны быть узнаваемы (однако не стоит забывать, что дети, даже самые маленькие, способны воспринимать абстракции, символы, метафоры).
Конечно же, в детской книге рисунки должны быть цветными. Живописность, яркость красок усиливают эмоциональное воздействие иллюстраций на ребенка, пробуждают у него воображение и фантазию. Однако дети — чуткие наблюдатели, и просто яркости и пестроты изображения им недостаточно. В цветовой композиции должны сохраняться ясность и конкретность отношений: точное разделение моральных ценностей, светлого и темного, определенность изображения относительно описываемой ситуации.
С 5–6 лет ребятишки способны воспринимать черно-белые иллюстрации. К этому возрасту детское воображение уже достаточно развито, чтобы «разукрасить» их самостоятельно.
Среди наиболее распространенных ошибок в иллюстрировании детских книг — неправильное размещение картинок на развороте. Бывает, что задний план (ландшафт, постройки, интерьер) занимает сразу две страницы, но в то же время на каждой из них одни и те же герои совершают разные по времени действия. И тогда складывается впечатление, что герои «раздвоились», что изображенные действия проходят одновременно. Понятно, что такого быть не должно.
И, конечно же, любое детское иллюстрированное издание нужно оценивать с эстетической точки зрения. Сейчас в продаже появилось очень много низкопробных по своему оформлению книжек, где герои «не тронуты интеллектом»: глаза пустые, позы неестественные, статичные. Руку настоящего художника, а не рисовальщика в графических редакторах на компьютере, смогут отличить даже дилетанты в сфере изобразительного искусства. Нужно только внимательно посмотреть.
Языковой вопрос
Богатство родного языка познается через литературу по принципу «от простого к сложному». Наиболее важным показателем сложности для детишек служит длина предложений (чем младше читатель — тем короче предложения). Не менее важна и насыщенность определенными частями речи. Для самых маленьких (до года) — это глаголы и существительные. Для ребят чуть постарше предложения уже могут содержать прилагательные, наречия и другие части речи.
Язык детской литературы должен быть простым, но в то же время образным и наглядным. И, самое главное, понятным данной возрастной группе. И если с художественной литературой все более или менее ясно, то учебная и справочная литература украинских и российских производителей достаточно часто грешит своей «умностью». Согласно закону восприятия информации, если на одной странице читателю попадается как минимум пять незнакомых или непонятных слов, терминов, считайте, что читали зря — голове ничего от прочитанного не останется.
Что касается переводных энциклопедий для школьников, то имейте в виду, что большинство из них нуждаются в дополнительной адаптации материала. Кроме того, обязательно нужно обращать внимание на качество перевода (достаточно прочитать по пару абзацев на нескольких страницах). Педагоги утверждают, что некачественные, надуманные переводы развивают языковую безвкусицу у некритичного юного читателя, создают языку репутацию невозможности разговаривать на нем легко и непринужденно.
«Скелет» в шкафу
Уде давно известно, что книги являются носителями не только информации, но и вредных веществ. Увы, краска, используемая при печати, содержит свинец, который имеет особенность превращаться в мельчайшую пыль. Именно поэтому, по правилам санитарии и гигиены, под домашнюю библиотеку необходимо выделять особое помещение. По крайней мере, в комнате, где ребенок спит, книги должны храниться на закрытых стеллажах. Кстати, самыми «вредными», с точки зрения экологов, являются самые красивые и дорогие книги: мелованная бумага (та, что поражает нас своей «белизной» и «чистотой») содержит диоксин — вещество, обладающее повышенной радиацией.
Что им интересно?
Для малышей от 4 месяцев до года интересными будут книги, которые можно мять, грызть, щупать и так далее. Речь идет о книжках-игрушках, книжках-раскладушках, картонных вырубках (книги в форме зверушек, машинок), книгах со вставками другой фактуры (мягкими, звенящими, выпирающими). Много красочных больших картинок (даже в мини-изданиях) и минимум текста — вот то, что нужно начинающему читателю.
Возраст от года до четырех — возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Герои их просты и типичны, лишены всякой индивидуальности, часто даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Все это способствует лучшему пониманию ребенком глубинного смысла, заложенного в сказку.
Дошколятам (4–6 лет) нравятся книги о животных, природных явлениях, о детях, с описаниями игровых и бытовых ситуаций. Главное для них — возможность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета и ждать счастливой развязки.
Младшим школьникам (6–11 лет) также присуще «ролевое» отношение к действительности, в том числе и к книге. Они целиком перевоплощаются в литературных героев, полностью отдаваясь тому, что воспринимают, переживая за персонажей, как за себя. Поэтому ребенку особенно интересно видеть в книге сверстников. Кстати, именно в этом возрасте дети начинают любить «толстые» книги. Они обещают длительное, многоплановое развитие сюжета. Кому-то может показаться странным, но младшие школьники хорошо воспринимают поучительную интонацию, так как любят поучать сами. Правда, чем старше они становятся, тем менее охотно откликаются на поучения.
Подростки (11–17 лет) имеют широкий круг знаний и интересов, но наибольший интерес у них вызывают книги о приключениях, путешествиях, историях, событиях сегодняшнего дня.
Если речь идет о выборе учебной литературы, то в любом возрасте наиболее эффективно дети усваивают информацию во время игры. Книги с ребусами, шарадами, кроссвордами и другими иллюстрированными игровыми моментами помогут включиться в действие и намного быстрее выучить материал.
Еще один очень важный момент. Выбирая книгу для ребенка, не ориентируйтесь на свою память: то, что было интересно вам в том же возрасте, может быть уже давно пройденным этапом для вашего чада. «Наши» детские книги были написаны в совершенно других исторических реалиях, а детей интересуют, в первую очередь, современная тематика, современные герои и их проблемы. Кроме того, теперешние дети значительно отличаются по своему психологическому, интеллектуальному развитию и информированности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий