Покупка с умом военных игрушек для детей
Историческая справка: Военные игрушки возникли и развивались параллельно с оружием человека для защиты от нападений – сначала лук, далее меч и, наконец, автомат Калашникова.Известен исторический факт реализации О. фон Бисмарком в Германской Империи государственной политики формирования интереса к военным профессиям при помощи детских игрушек, когда были пущены в продажу прекрасно сделанные детские игрушки – модели военных кораблей, морского снаряжения и личного оружия, фигурки военных моряков, все вместе это способствовало созданию в течение 10-15 лет страны с мощным патриотическим менталитетом населения.
Социально-педагогическая характеристика игровых средств:
Отечественный рынок игрушки переполнен автоматами-трещотками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помогать ребенку войти в роль какого-нибудь профессионала, воспроизводя действия, присущие его носителю. Это может быть роль милиционера, солдата, инкассатора, охотника, лесника или террориста, бандита, грабителя.
Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, дети идентифицируют себя с ее носителем, то есть переживают свою тождественность с выбранными ими героями, приписывают себе какие-либо их характеристики. Сюжет игры и переживание идентификационных состояний захватывают ребенка, придают игре особую значимость. Неоднократное переживание эмоций приводит к их закреплению и перерастанию в устойчивые свойства личности.
Несмотря на это, военные игрушки не вошли в содержание ни одной из следующих классификационных групп: сюжетные и моторно-спортивные (по классификации Е.А. Флериной); игрушки, влияющие на нравственное развитие (по классификации В.С. Мухиной); сюжетно-образные (по классификации С.Л. Новоселовой).
Игрушки-оружие упоминаются лишь в ранних классификациях, в которых они лишь перечисляются и соотносятся с одной из групп без указания на особенности их влияния на развитие психики ребенка. Так, Е.А.Аркин (1935), выделяя игрушечное оружие в отдельную группу, относит к нему только лук, стрелы, бумеранги. Такая постановка вопроса нам кажется правомерной, так как Е.А.Аркин классифицирует «изначальные» игрушки, которые появились еще в первобытном обществе. Для детей было доступно игровое употребление только тех предметов, которые изобрело человечество к тому времени.
Н. Нильсон (председатель Международной ассоциации в защиту прав ребенка на игру, активно борющейся с военными игровыми наборами) попытался дать определение военным игрушкам. К ним принадлежат любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия, а также те, которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств. В классификации военных игрушек Н. Нильсон выделяет игрушки, имитирующие оружие, конструкторы для изготовления моделей танков, боемашин, пушек, боевых самолетов, военных кораблей, игрушки, имитирующие боевые машины, солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий.
Согласно документам канадского совета IPA военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, в игре дети приобретают опыт деструктивного поведения, кроме того, военные игрушки учат воспринимать войну как игру, интересное приключение, где можно убивать, а насилие – приемлемый способ разрешения проблем и конфликтов.
Только Г.Л. Лэндрет (1998) рассматривает игрушки с точки зрения их психотерапевтического воздействия на ребенка. Игрушки-оружие помогают ребенку отреагировать агрессию. Действуя с ними, ребенок может выразить гнев, враждебность, фрустрацию.
В исследованиях И.Н. Алешиной, Е.С. Ивановой, О.В. Поляковой было выявлено, что игровая деятельность ребенка с военной игрушкой зависит не от характера этой игрушки, а от особенностей познавательной сферы ребенка. В ходе организованных игр с игрушечным оружием никто из детей не взял на себя роль «защитника слабых», «защитника Родины», сцены насилия отличались особой жестокостью, причем наказание не соответствовало «провинности» игрового персонажа: «кукла отказалась лечить».
Однако для развития познавательной сферы ребенка с помощью военных игрушек многое зависит от реального прототипа игрового средства и информационного поля вокруг него, доступного для понимания дошкольником. Например, компания «Звезда» выпускает серию моделей военной техники, которая привлекает внимание детей военнослужащих родителей. Из наблюдения за выбором игрушек в магазине таких детей: они распознают модели, например, вертолетов, сравнивают их по техническим характеристикам и выбирают те, которые в реальной жизни являются лучшими в период военных действий. Очень часто дети носят игрушечное оружие с собой, мотивируя это как самозащиту от нападения врага, защиту родных. Совместные игры взрослого и ребенка с арбалетом, позволяют развивать меткость, концентрировать внимание на движущейся мишени, что в реальной жизни нередко спасает жизнь человеку в чрезвычайных ситуациях.
Согласно текстовому сопровождению на упаковках игрушек, наборы пластмассовых, оловянных солдат, отражающие разные исторические эпохи, государственные отличия, способствуют в ходе игры выработке у ребенка стратегического мышления, знакомят с историческими военными реалиями. Большинство военных наборов, куда включены военная техника, солдаты, оружие, знакомят детей разных национальностей с американскими вооруженными силами. Например, серия кукол Power team, доступная по цене большинству проживающих на территории России семей, включает:
- солдат парашютно-десантных войск;
- артиллеристов, пулеметчиков;
- снайперов;
- противотанковую команду;
- пехоту для действия ночью в пустыне;
- морские войска;
- вертолетную команду;
- пловцов-разведчиков;
- военную полицию и т.п.
Телевидение обеспечивает демонстрацию фильмов-боевиков, где снайперы, полицейские, милиционеры, рядовые граждане используют оружие. Отметим, что самостоятельные военизированные игры детей чаще всего разворачиваются на основе увиденных на экране телевизора сюжетов. Опыт в таких играх приобретается стихийно. Но существует определенная культура владения оружием, кодекс военного человека. Данная информация обычно не доступна для большинства дошкольников. В свою очередь тексты-сопровождения к игровым наборам являются краткой исторической справкой и упрощенными тактическими рекомендациями к игровому действию. Кроме того, педагоги не владеют квалифицированной информацией, которая способна облегчить знакомство ребенка с жизнью военного человека, например, солдата-новобранца армии РФ. В той же серии кукол Power team для этого создан набор «Military life», куда входят солдат в специальной одежде, военный шкаф, кровать, кружка, дополнительные аксессуары военного человека. На отечественном же рынке сложно найти игровые наборы солдатиков, военной техники, отражающих реалии военной жизни на территории России. В результате ребенок может свободно в игре овладеть знаниями о жизни солдат американских вооруженных сил, прочитав краткое описание на коробке-упаковке игрушки, либо посмотрев телевизор, но не иметь представление о тех, кто призван защищать его Родину. На наш взгляд, это приводит к недооценке отечественных вооруженных сил, их неадекватному восприятию подрастающим поколением.
На волне террористических актов, ознаменовавших начало XXI века, актуальными в дошкольных образовательных учреждениях стали игрушки, которые знакомят ребенка с основами безопасной жизнедеятельности, в том числе поведения при террористическом нападении. В это же время появились игрушки, изображающие чеченских боевиков и афганских моджахедов (производство ТМ «Алангер»), которые позволяют сформировать образ врага и опредмечивают страх ребенка. Однако «…отрезанные головы в руках – это непонятное зло, которое стимулирует беспричинную жестокость. Ребенок боится и, чтобы справиться с ситуацией, может попытаться вжиться в эту роль, начать совершать беспричинные жестокие поступки и получать от этого удовольствие». Подобный социальный опыт, усваиваемый ребенком, носит отрицательный характер.
Война является одним из социальных проявлений общественной жизни. Так как она связана с разрушением и смертью, то неприемлема для большинства людей. Ее можно игнорировать, отрицать, не понимать, но она всегда будет сопутствовать обществу, где конфликты часто разрешаются именно таким способом. Найти иной способ их решения, избежать агрессивного столкновения, порой эта задача не под силу ведущим политикам взрослого мира. Воспитатель, организуя игру-занятие с использованием военных игрушек, должен обладать информацией о каждом игровом материале, умело его ввести в игру и четко определить, какой социальный опыт усвоят дети в результате использования этих игрушек. К достоинствам данной игрушки следует отнести возможность их использования, при определенных условиях, в целях военно-патриотического воспитания, к недостаткам – проявление агрессии ребенком в процессе игры.
Кроме того, различные исследования показывают, что если в детстве ребенок предпочитал играть в военные игрушки, то и во взрослой жизни у него остается склонность к агрессии, в то время как ребенок, игравший в обучающие игровые средства, повзрослев, интересуется больше интеллектуальной деятельностью и менее склонен к насилию. Например, в Швеции и Японии запрещены игрушки на военную тематику, а в Германии и Испании – реклама таких игрушек.
Особняком стоят игрушки-оружие фантастического содержания, характерные, например, для супергероев. Подобные игровые средства позволяют заглянуть в будущее, оценивая варианты развития вооружения и последствий этого. Идея же создания человека со сверхспособностями всегда была актуальна в обществе. В результате ребенок также начинает интересоваться свойствами супергероя и его оружия. В играх с такими игрушками важно научить ребенка видеть, насколько реальна фантастика, как она соотносится с повседневностью, чтобы избежать трагедий (физических повреждений, регрессивного конфликтного поведения).
Комментариев нет:
Отправить комментарий