Нужны ли детям военные игрушки?
Статья опубликована в журнале Игры и Игрушки
Нужны ли детям военные игрушки? Какими они должны быть? Эти и другие вопросы вновь становятся особенно актальными в свете последних решений правительства по выпуску военных игрушек.
На наиболее частые вопросы родителей отвечает Елена Олеговна Смирнова, руководитель Центра.
Нужно ли детям играть в войну?
Вопрос странный и неправильный. Взрослые не могут решать во что и как должны играть дети. Они играют в то, что их волнует, что для них важно из того, что они видят во взрослой жизни. А поскольку война так или иначе присутствует в жизни людей, дети (особенно мальчики) всегда играли в войну.
Почему дети любят военные игрушки?
Военные или силовые игрушки позволяют им почувствовать себя более сильными, уверенными, самостоятельными. Часто дети переживают себя слабыми, маленькими, беззащитными, ведь взрослые ими постоянно руководят, говорят, ЧТО и как ребенку делать. В своей жизни дети так или иначе переживают ситуации насилия (в том числе в семье). «Военные» игрушки помогают переработать свои переживания. Они позволяют выразить в игре агрессию против опасных и травмирующих людей или явлений. Принципиально важно, что в игре тяжёлые, «неприятные» переживания всегда изображаются условно, воображаемой ситуации. Такие игры помогают детям проявить себя, почувствовать себя более сильными и независимыми.
Особая привлекательность военных игрушек конечно связана с современной медиа-реальностью. В телевидении, компьютерных играх, в фильмах, дети постоянно сталкиваются с военным действиями и насилием. Из этих источников дети получают определённые представления о человеке, который затем разыгрывают в своей игре. Оружие и обращение с ним становится для ребенка важным (увы, иногда единственным) атрибутом образа мужественности и "правильного" мужчины.
Нужны ли детям военные игрушки?
Всё зависит от характера самой игрушки, от степени её условности и пригодности именно для игры, а не для реального использования. Если ружьё по-настоящему стреляет (шариками или игрушечными пулями), и при этом сверкает, издаёт громкие звуки и совсем похоже на реальное, то его использование превращается в самостоятельное и забавное действие. Если же это чисто условное оружие (деревянное или пластмассовое ружьё, сабля или пистолет) его можно использовать именно как игрушку.
Не очень понятные, но "злые", пугающие воинственные существа вызывают бессмысленную агрессивность – борьба становится самоцелью. Дети не понимают, зачем и за что они дерутся и сражаются, важен сам процесс сражения. В последние годы наблюдается интенсивное развитие данного вида игрушек, которое усиливается всеохватывающим маркетингом и СМИ.
Наряду с этим существуют игровые наборы, которые воспроизводят исторические миры и фигуры, с которыми можно разыгрывать различные события (например, рыцари, пираты, индейцы, солдатики). С их помощью происходит реконструкция исторических битв. Здесь игровые сражения вполне осмыслены и такие игрушки конечно же нужны детям (особенно мальчикам).
Чему учатся дети в игре с военными игрушками?
Как показывает практика, игры с военными игрушками не имеют прямого влияния на агрессивность детей в реальной жизни. Далеко не все дети, обладающие такими игрушками, становятся агрессивными. Ведь играющие дети всегда отличают игру от реальности и жёстко соблюдают эту границу.
В то же время, когда такие игрушки и «военные действия» доминируют в игре ребёнка, это поддерживает агрессивные отношения и установки. "Мужские", маскулиные ценности и модели поведения как бы усиливаются и нагнетаются, хотя в реальной жизни ребёнка они и не столь актуальны. Задолго до того, как дети могут понимать реальное положения вещей, им вкладывается определенный стереотип, мужественности и жестокости. Граница между реальностью и выдуманным миром может расплываться, что уже опасно. Главное, чтобы игра оставалась игрой, т.е. оставалась в рамках условной, воображаемой ситуации. Может ли военная игрушка быть рекомендована для детской игры?
Да, может, но только в тех случаях, когда оружие включено в осмысленный сюжет, а действия, связанные с насилием, не являются главным содержанием игры.
Например:
• Игрушки и игровые наборы, связанные с блюстителями порядка (например, полиция). Здесь оружие лишь атрибут профессии полицейского и не побуждает "стрелять" или "целиться" просто так, ради забавы.
• Исторические игровые наборы (например, рыцарский замок с фигурами, пиратский корабль, набор солдатиков), где агрессивные действия условны и не является единственной целью игры.
• Специальные конструкторы, из которых можно создавать модели комплектов военного имущества.
• Костюмы и детали военного обмундирования для переодевания и для ролевых игр.
К сожалению, таких игрушек в нашей стране явно не хватает. Практически невозможно найти традиционных качественно сделанных оловянных (а не пластмассовых) солдатиков в российской форме. А такой набор был бы очень важен для наших мальчиков – и для игры, и для патриотического воспитания. Нет также атрибутов роли, связанных с отечественной армией. Детали костюма помогают переживанию исторического контекста, когда дети с удовольствием погружается в новую роль солдата или генерала.
А неваляшки в военной форме, которые собирается выпускать тульский завод – это просто смешно. Это форменное издевательство как над традиционной игрушкой для малышей, так и над образом воина.
„Дети могут быть жестокими – но прежде они этому где-то учатся.“ (автор неизвестен)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий